Ковалькова Ирина Анатольевна
Семинар «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в сфере исследовательской деятельности.
Задачи:
повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы;
развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по исследовательской деятельности;
Публикация «Семинар „Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
внедрить новые технологии воспитания.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю «Технологию исследовательской деятельности».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Цель исследовательской деятельности – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности :
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности :
- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения и опыты;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;
- классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.);
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- использование художественного слова.
Основным методом исследовательской деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качествах.
Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Структура исследовательской деятельности представлена на слайде.
1. постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
2. прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);
3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования;
4. уточнение плана исследования;
5. выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне
исследования;
6. выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);
7. наблюдение результатов эксперимента;
8. фиксирование результатов эксперимента;
9. формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем
дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном
возрасте).
Давайте мы с вами вместе уточним, что же исследовательская деятельность помогает нам развить в ребенке?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ В РЕБЁНКЕ :
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Не будем забывать, что в основу исследовательской деятельности ложится…
- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А какие же навыки развиваются у детей?
- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
- РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
- УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
-УСИДЧИВОСТЬ
- АККУРАТНОСТЬ
Практическая часть.
1. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний,
пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже
несущественным подробностям.
2. Что является объектом познания детей младшего возраста?
Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.
3. «Объяснялки» от детей
Необходимо отгадать, что ребята имели ввиду.
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то
кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными.
А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно,
я бы хотел там работать. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а
потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет,
то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне
нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают.
(ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается
с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает
всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень
смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы,
он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда
внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может
погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям,
когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
5. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень – очень маленькое, оно становиться большим. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП).
6. Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют какой- то порошок, в ней все шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть осторожным. (ПРОБИРКА).
4. «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).
«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)
«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело).
5. Найти выход из проблемной ситуации.
Ситуация «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
Ситуация «Цирк» В наш город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить красивые афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?
Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
Педагогу следует помнить о том, что проблемная ситуация, с одной стороны, должна вызывать затруднения у дошкольника и быть ориентирована на проявление им максимальной самостоятельности и творчества, а с другой стороны, быть посильной для самостоятельного нахождения ответа.
6. Интеллектуальная деятельность основана на активном мышлении, поиске возможных способов действий при решении игровых занимательных задач. Она выражается в умении анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи, аналогии, выводы, умозаключения.
Задание: назвать обобщающее слово
Гитара мячик шахматы (игра)
Представление номер авто гостиница (номер)
Снег ведро морковь (снеговик)
Скрип ключ дверь родник (ключ)
Тюрем камера видеокамера шина (камера)
Найди лишнее слово: Троллейбус, Автомобиль, Велосипед, Сани, Телега.
Ответ: Сани. т. к. остальные средства передвижения — на колесах.
Найди лишнее слово: Довод, Стол, Заказ, Топот, Шалаш, Доход.
Ответ: Лишнее слово - Стол. Остальные слова — палиндромы, то есть читаются одинаково в обоих направлениях.
Найди лишнее слово: Сфинкс, Жираф, Василиск, Кентавр, Грифон, Единорог.
Ответ: «Лишний» — жираф, поскольку не является мифическим животным.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность.
Мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно?
Это можно проверить на опытах.
Опыт 1. Стакан с водой закрываем бумагой, стакан переворачиваем. Бумага удерживает воду в стакане.
Объяснение. В воздухе, как и в других газах, по закону Паскаля давление передаётся во все стороны одинаково на все окружающие тела, в том числе и на лист бумаги снизу вверх. Атмосферное давление действует на лист бумаги, который удерживает воду в перевёрнутом стакане.
Опыт 2. Лист бумаги кладем на линейку, свисающую с края стола. Ударив по краю линейки, она не сдвигается с места. Т. к. на лист бумаги оказывается давление.
Интересно, что на человека оказывается давление в 15 тонн, так как средняя площадь тела составляет 1,5 м2, но такая масса компенсируется внутренним давлением и не наносит вред организму.
Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности исследовательской деятельности, и что наш семинар пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.