Папки-передвижки

Семинар «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

Ковалькова Ирина Анатольевна
Семинар «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в сфере исследовательской деятельности.

Задачи:

повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы;

развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по исследовательской деятельности;

Публикация «Семинар „Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ“» размещена в разделах

внедрить новые технологии воспитания.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю «Технологию исследовательской деятельности».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Цель исследовательской деятельности – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности :

*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

*Стимулировать желание детей экспериментировать.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения и опыты;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

- классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- использование художественного слова.

Основным методом исследовательской деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качествах.

Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Структура исследовательской деятельности представлена на слайде.

1. постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

2. прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);

3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

осуществления экспериментирования;

4. уточнение плана исследования;

5. выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне

исследования;

6. выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);

7. наблюдение результатов эксперимента;

8. фиксирование результатов эксперимента;

9. формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем

дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном

возрасте).

Давайте мы с вами вместе уточним, что же исследовательская деятельность помогает нам развить в ребенке?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ В РЕБЁНКЕ :

- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Не будем забывать, что в основу исследовательской деятельности ложится…

- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А какие же навыки развиваются у детей?

- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

- РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА

- УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

-УСИДЧИВОСТЬ

- АККУРАТНОСТЬ

Практическая часть.

1. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний,

пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже

несущественным подробностям.

2. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

3. «Объяснялки» от детей

Необходимо отгадать, что ребята имели ввиду.

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то

кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными.

А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно,

я бы хотел там работать. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а

потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет,

то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне

нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают.

(ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается

с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает

всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень

смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы,

он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда

внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может

погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям,

когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

5. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень – очень маленькое, оно становиться большим. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП).

6. Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют какой- то порошок, в ней все шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть осторожным. (ПРОБИРКА).

4. «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).

«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело).

5. Найти выход из проблемной ситуации.

Ситуация «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Ситуация «Цирк» В наш город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить красивые афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

Педагогу следует помнить о том, что проблемная ситуация, с одной стороны, должна вызывать затруднения у дошкольника и быть ориентирована на проявление им максимальной самостоятельности и творчества, а с другой стороны, быть посильной для самостоятельного нахождения ответа.

6. Интеллектуальная деятельность основана на активном мышлении, поиске возможных способов действий при решении игровых занимательных задач. Она выражается в умении анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи, аналогии, выводы, умозаключения.

Задание: назвать обобщающее слово

Гитара мячик шахматы (игра)

Представление номер авто гостиница (номер)

Снег ведро морковь (снеговик)

Скрип ключ дверь родник (ключ)

Тюрем камера видеокамера шина (камера)

Найди лишнее слово: Троллейбус, Автомобиль, Велосипед, Сани, Телега.

Ответ: Сани. т. к. остальные средства передвижения — на колесах.

Найди лишнее слово: Довод, Стол, Заказ, Топот, Шалаш, Доход.

Ответ: Лишнее слово - Стол. Остальные слова — палиндромы, то есть читаются одинаково в обоих направлениях.

Найди лишнее слово: Сфинкс, Жираф, Василиск, Кентавр, Грифон, Единорог.

Ответ: «Лишний» — жираф, поскольку не является мифическим животным.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность.

Мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно?

Это можно проверить на опытах.

Опыт 1. Стакан с водой закрываем бумагой, стакан переворачиваем. Бумага удерживает воду в стакане.

Объяснение. В воздухе, как и в других газах, по закону Паскаля давление передаётся во все стороны одинаково на все окружающие тела, в том числе и на лист бумаги снизу вверх. Атмосферное давление действует на лист бумаги, который удерживает воду в перевёрнутом стакане.

Опыт 2. Лист бумаги кладем на линейку, свисающую с края стола. Ударив по краю линейки, она не сдвигается с места. Т. к. на лист бумаги оказывается давление.

Интересно, что на человека оказывается давление в 15 тонн, так как средняя площадь тела составляет 1,5 м2, но такая масса компенсируется внутренним давлением и не наносит вред организму.

Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности исследовательской деятельности, и что наш семинар пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Опубликовано: 12 октября 2024 в 20:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ковалькова Ирина Анатольевна (УИ 3479303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД