Олейник Алена Андреевна
Семинар «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок».
Семинар.
Тема: «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников».
Подготовила и провела
Воспитатель: Олейник А. А.
с. Мильково, 2023г.
Тема: «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников».
Публикация «Семинар „Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
1. Что такое ТРИЗ?
Слайд 1. - Добрый день уважаемые коллеги, очень рада Вас всех видеть воочию в этот прекрасный весенний день.
Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами информацией на тему: «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников».
Слайд 2. Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
Слайд 3. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия. Всё это формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Слайд 4. Значимость технологии заключается в разработке путей, методов и средств для развития речи, творческого воображения и мышления в соответствии с возрастными особенностями детей.
Слайд 5. Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Слайд 6. Методы ТРИЗ. Актуальность представленной технологии заключается в формировании у детей умения видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость. В закономерности развития и качественного изменения процесса речевого развития детей, изобретательской смекалки, творческого мышления.
Слайд 7. Принципы. Как показал опыт работы с детьми, традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказам своих сверстников. В связи с этим я считаю, что методические приемы и принципы данной технологии способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения.
Слайд 8. На начальном этапе рассказывания для определения объектов на картине мы использовали прием «подзорная труба».
Далее используется прием «вхождение в картину», он дает возможность воспринимать картину через разные органы чувств.
Слайд 9. Игра: «Подзорная труба» способствует упражнению детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентиры.
Прием «вхождение в картину», тут дети «входят» в пространство картины и с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, отражают возможные ощущения в речи.
Слайд 10. Следующая составляющая технологии ТРИЗ – работа с противоречиями.
Слайд 11. Пример игры «Теремок». На примере геометрических фигур, также можно говорить о временах года, о птицах диких и домашних, зимующих и перелетных и т. д.
Слайд 12. Сейчас мне бы хотелось остановиться на некоторых играх, которые интересны детям любого возраста.
Игра «Волшебный мешочек» имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов.
Задачи: Учить детей выделять признаки объектов. Развивать, обогащать, активизировать словарь.
Игра: «Хорошо-плохо». Цель: обучение детей навыку выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Игра.
Слайд 13. Игра «Угадай по описанию» («Аноним»)
Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.
Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.
Игра: «Мой….» Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя, мальчика (мой, солнышка (мое, девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т. д.
Слайд 14. Рассказывая о предмете одной из главных задач – это назвать признаки этого предмета. Пример. Данная работа может проводиться для активизации и закрепления полученных знаний и навыков.
Слайд 15. Дети младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в опорных схемах и подсказках, они могут испытывать затруднения и назвать не все значения признака. Дети старшей возрастной группы меньше в этом нуждаются.
Слайд 16. Как говорилось выше, мы используем в работе схемы и таблицы. Более актуальны они во время обучения детей составлению загадок.
Слайд 17. Схема «Ручей». На начальном этапе работы по составлению загадок, отгадка уже известна и детям нужно подобрать признаки, а к каждому признаку подобрать другой обьект обладающий таким же признаком. Не стоит забывать, что признаки и связующие слова подбираются в соответствии с возрастом и особенностями развития детей.
Слайд 18. По схемам с картинками дети самостоятельно могут составить загадку. Важную роль здесь имеет предварительная работа.
Слайд 19. Загадаю я вам загадку по данной схеме. В схемах данного типа отгадка не известна, ее нужно найти путем размышлений.
Слайд 20. Обучение детей составлению загадок очень сложный и кропотливый процесс, тем более в столь юном возрасте. Поэтому данная работа построена иначе, нежели в группах старшего дошкольного возраста. Первый этап работы это ознакомление, сначала детям нужно все рассказать объяснить почему именно так. Принцип построения загадки повторяется несколько раз, в разные дни и только после этого дети могут самостоятельно ее сформулировать (с небольшой помощью воспитателя).
Слайд 21. В работе с загадками прослеживается закономерность, чем больше ребенок знает о предмете, тем ему проще составить о нем загадку. Поэтому повторюсь, что предварительная работа это очень важная составляющая.
Слайд 22. Представляю вам пособие Аллы Нестеренко «Страна загадок». Эта книга будет полезна как педагогам так и родителям.
Слайд 23. Гин Светлана Ивановна Пишет учебные пособия, полезные школьным преподавателям, воспитателям детских садов, а также родителям, которые не ленятся уделять достаточно времени всестороннему развитию своего малыша
Гин Анатолий Александрович специалист по ТРИЗ, мастер ТРИЗ, педагог. Генеральный директор Автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», г. Москва. Вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по вопросам образования.
Слайд 24. Еще один метод данной технологии – это составление сказок. Самый любимый у детей.
Слайд 25. Сказка. Прелесть данного метода в том, что здесь не может быть неправильного ответа, абсолютно любая развязка верна. В силу возраста детей, на первых этапах работы все вопросы сопровождаются иллюстрациями (как примеры) для тех, кто затрудняется. Дети с более развитой речью и умственными способностями используют свои ответы и могут обойтись без иллюстраций. Данная работа на столько полюбилась детям, что они не умея читать рассказывают друг другу сказки опираясь на картинки в книгах. Теперь любая сказка с грустным концом может закончиться хорошо для всех героев.
Слайд 26. В заключении хотелось бы еще раз отметить что, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки…
Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Во время прогулок можно использовать приемы фантазировании: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д.
Слайд 27.
Слайд 28. Итог.
В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; они проявляют бОльшую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; обогащается речь, она становится наиболее образной, увеличивается точность суждений.
Слайд 29
Слайд 30.
Работа с родителями.
Папка – передвижка: «Развивающие игры ТРИЗ».
Буклет: «Технология ТРИЗ в речевом развитии детей»…
картотека дидактических игр с применением технологии ТРИЗ.
Начинать деятельность с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:
Как? Откуда?
Зачем? Для чего?
Чем можно заменить? Чем хорош?
Чем плох? Чем полезен?
Чем неудобен? Что делать?
Где можно использовать?