Чурилова Наталья
Семинар районного методического объединения «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий».
Педагог-психолог Н. А. Чурилова.
1. Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги.
Я хотела бы рассказать о своём опыте работы, направленном на «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий»
2. Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Декарт Рене
Публикация «Семинар районного методического объединения „Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития.
Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
3. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях.
Наше дошкольное учреждение работает над созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве.
4. Важное условие успешности данной работы - скоординированные действия всех педагогов, участвующих в работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников. На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации поставленных задач.
5. Над развитием всех перечисленных и многих других качеств личности дошкольников работает весь наш педагогический коллектив.
6. «Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам»
Дженни Лешли
Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.
Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
7. Психотехнологии
-игровые методы;
-релаксационные методы;
-интеллектуальные игры;
-разнообразные психогимнастические упражнения;
- методы сказкотерапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности;
-рефлексия.
8. Приоритеты в работе с детьми несут
-развивающий характер обучения,
-создание ситуации успеха для каждого ребенка,
-доверие (откровенность);
-безоценочное восприятие личности ребенка;
-расширение форм взаимодействия взрослых с детьми
-создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
-включение родителей в педагогический процесс.
9. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский Василий Александрович
В работе направленной на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на решение данной проблемы.
Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.
10. Первый блок.
Игры, способствующие развитию конвергентного мышления
Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.
11. Невербальные конвергентные задачи. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.
-Задание. «Дорисуй недостающую фигуру»
-«Сложи квадрат» игра по методике Никитина Б. П. В этой игре происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого.
12--- «Сложи узор» - игра по методике Никитина Б. П. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу.
--Квадрат «Воскобовича» Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии.
13. Вербальные задачи Вербальные способности - это умение ребенка контактировать с внешним миром при помощи речи. Для этого нужно правильно формировать мысли и выстраивать предложения. Такие игры как
«Найди пару»
«Логические задачи»
14. Разгадывание ребусов которые расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию.
15. Второй блок.
Игры, способствующие развитию дивергентного мышления
от лат. Divergentis – расходящийся в разные стороны) - альтернативное, отступающее от логики.
Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.
Невербальные дивергентные задания.
-Коллаж. Коллаж это разновидность аппликации. Детям интересно работать в этой технике, где можно сочетать массу материалов разнообразных, и главное доступных.
16. Дивергентные задачи на развитие пространственного мышления – преобразование фигур.
Игротека «Весёлый конструктор»
-«ТАНГРАМ» Танграм при всей своей простоте является многогранной игрой, которая помогает детям изучать геометрические фигуры, составлять многочисленные комбинации предметных силуэтов.
17. -«Пифагор» игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.
-«Колумбово яйцо» Эта загадочная и увлекательная игра относится к классу геометрических конструкторов.
18. Вербальные дивергентные задачи.
АЗБУКА СМЕХА
Ситуативные шуточные задания решение, таких задач способствуют развитию внимания, сообразительности детей. Побуждают ребенка рассуждать, мыслить, находить ответ, приводить различные доводы. Использовать ранее полученные знания.
Кто больше заметит небылиц
19. «ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей, повышают и сохраняют умственную активность и работоспособность детей во время занятий. Обеспечивает непродолжительный отдых в то время, когда организм ребенка испытывает значительную нагрузку.
20. Игры «Чей дом?», «Место у вещи» Развивают воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление.
«Складушки - вычиталки» формируют связную речь на основе активизации творческого мышления для познавательной, продуктивной, исследовательской и изобретательской деятельности
21. Третий блок Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения
Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта.
В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются:
-легкость генерирования идей;
-способность к эмпатии;
-умение ассимилировать информацию;
-способность к свертыванию мысленных операций;
-способность предвидения;
-умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма).
22. АЗБУКА ФАНТАЗИРОВАНИЯ
«Аналогии»
«Дорисуй картинку» Такие занятия развивают внимание, наглядно-образное мышление и позволяют закрепить навыки мелкой моторики ребенка.
23. Сказки-еще одно отличное средство развития творческого воображения – это сочинение сказок, рассказов, историй.
Перевирание сказок. Сказка наоборот.
Вплетая одного героя за другим в действие сказки и намеренно нарушая его порядок, педагог достигает активизации внимания детей. Там, где всеобщий смех, там и повышенный интерес.
24. В заключении «Мозговой штурм» для детей -это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.
25. Данная работа выбрана не случайно, так как в настоящее время один из актуальных вопросов педагогики – вопрос всестороннего развития ребенка. Формирование человека начинается, как известно с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы знаний и мышления, и поэтому необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей.
Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.
26. Спасибо за внимание!