Наталия Пимашова
Семинар-практикум «Все по полочкам. Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
"Все по полочкам"
Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
Публикация «Семинар-практикум „Все по полочкам, Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Например:
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Как проводить занятия дома?
Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.
После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.
Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1–2 в день, Лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.
Беседа с родителями.
Вопросы:
Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
Вы будете детьми, а я – воспитателем и я буду играть с вами в различные игры по развитию мелкой моторики руки.
Разучивание под музыку способствует лучшему запоминанию.
2. Практическая часть.
Проведение пальчиковых игр с родителями.
От простого к сложному.
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)
Моя семья.
(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.)
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Мальчик-пальчик.
(Пальцы сжаты в кулачок)
– Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
– С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Прятки.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Мы рисовали.
(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Зайка.
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (4 хлопка)
Клюв и крылья, (руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги (4 хлопка)
Мои вещи
Вот это мой зонтик.
Я в дождь хожу с ним.
Пусть дождь барабанит.
Останусь сухим.
А вот моя книжка.
Могу почитать.
Могу вам картиночки
В ней показать.
Вот это мой мячик
Весёлый, смешной.
Его я бросаю
Над головой.
А вот мой котёнок
Я глажу его
Мурлыкает он
На меня одного.
Дом
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нём
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пёс ворота охранял
Чтоб на травке жил жучок
Бегал быстрый паучок
Солнце было, дождик шёл
Чтоб тюльпан в саду расцвел
Чтоб глазок на доме был
А за домом ёжик жил.