Валентина Механикова
Семинар-практикум для родителей в первой младшей группе на тему «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Семинар-практикум
в первой младшей группе «Колокольчики»
на тему : «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»
Подготовили:
учитель-дефектолог Атрушкевич Н. В. ,
педагог-психолог Щербакова И. В.,
педагог-психолог Механикова В. В.
Пгт. Пряжа
Публикация «Семинар-практикум для родителей в первой младшей группе на тему „Адаптация детей раннего возраста к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2021
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи:
1. Познакомить родителей с термином «адаптация к ДОУ», с тремя степенями адаптации.
2. Обсудить с родителями проблемы адаптационного периода (мифы и реальность).
3. Информировать родителей об условиях прохождения успешной адаптации детей к ДОУ.
Оборудование: Макет ромашки, макет клумбы, дерево с кленовыми листьями, магнитная доска с солнцем, корзина с фруктами, камни, листы бумаги, пёрышки.
Ход мероприятия:
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы рады Вас видеть на первом родительском собрании. Данная встреча проходит в рамках клуба, функционирующего на базе нашего детского сада «Родительская академия». Вы можете обращаться за консультацией психолога, учителя-логопеда и дефектолога.
Ведущий 2. Ваши дети подросли и у вас начался новый период в жизни – детский сад.
Сегодня мы с Вами тоже окажемся в саду, но не в детском саду (ведь мы – взрослые, а в цветочном, где растут фруктовые деревья и цветы.
Аскарина Нина Михайловна – педагог, одна из основоположников науки о раннем возрасте, приводила пример: «Садовник, пересаживая деревце, бережно выкапывает его с частью почвы, на которой оно росло и любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, деревце всё равно болеет, листочки его вянут. А мы отрываем ребёнка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем его в незнакомую обстановку».
Вопрос родителям-как можно назвать данный процесс привыкания к новым условиям? (ответы родителей)
Ведущий 3. Адаптация- способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Предлагаем Вам почувствовать этот процесс на себе (выбираем добровольца).
Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.
И вдруг в один день всё меняется. (даем фрукты в руки! Со словами: Мама отводит его в незнакомое место! и оставляет с чужой тётей.! В этом месте всё чужое – и игрушки! и кроватка! и еда не такая, как дома.! А главное – там много незнакомых детей! которые часто плачут! а некоторые могут даже и обидеть! Это место называется детский сад….
Спросить у родителя, как Вам было? Тяжело все удержать, но мы взрослые с устойчивой нервной системой, а представьте, как тяжело приходится нашим детям.
Ведущий 1 Посмотрите на клумбу, здесь растет ромашка. Но рядом лежат камни, которые мешают расти цветку. Камни символизируют 3 степени адаптации.
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Ведущий 2.
Средняя степень
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ведущий 3.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Итак, мы убрали все камни, и наш цветок адаптировался и продолжает хорошо расти и развиваться.
Ведущий 1. Давайте рассмотрим мифы, которые возникают у родителей и разберемся, что имеет место быть (правда) и что совсем не так.
Каждый родитель по очереди отрывает по одному лепестку и обсуждаем.
1. Дети в детском саду часто болеют.
По мнению врачей и воспитателей, первый год в детском саду – самый трудный, так как ребенок попадает в новый для него микроклимат с разными микробами и бактериями. И в каждой группе микроклимат свой, а адаптироваться в новом коллективе непросто. Детская иммунная система созревает через накопление опыта, то есть через болезни. Плюс есть дети, которые более предрасположены к болезням, у них изначально менее стойкая иммунная система. Поэтому да, дети болеют, но не все и не всегда!
Ведущий 2
2. Ребенок будет целый день плакать.
Ребенок плачет при расставании с мамой. Потом воспитатель отвлекает малыша, переводит внимание на игрушки, играет с малышами.
Ведущий 3
3. Детей много, а воспитатель один, за всеми не уследит.
В Вашей группе списочный состав-12 детей. Помимо воспитателя, в группе всегда находится младший воспитатель, который во всем помогает воспитателю. Ваших детей и покормят, и на прогулку всех оденут, и со всеми поиграют. Поэтому не переживайте, ведь дети чувствуют ваше эмоциональное состояние.
Ведущий 1.
4. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь самостоятельно есть, пить, ходить на горшок.
Конечно, более самостоятельным детям легче привыкать к новым условиям детского сада, но (см. предыдущий пункт) Ваших детей и покормят, и на прогулку всех оденут, и со всеми поиграют…
Ведущий 2
5. В детском саду постоянно открыты окна и сквозняк.
Проветривание выполняется строго по графику и предписаниям. При детях сквозняков нет. (Санпин-его исполнение контролируется)
Ведущий 3
6. Старший ребенок спокойно пошел в сад, значит и младшему не грозит проблема с привыканием".
Дети могут быть похожими внешне и по характеру, но это совсем не означает, что реакция на садик будет одинакова. Очень много факторов может повлиять на ребенка в период адаптации. То же самое относится и к совету “бывалых” подруг - совсем не обязательно, что у вашего ребенка получится также, как у них.
Ведущий 1
7. Ребенку в садике лучше, там с ним занимаются.
Конечно, в детском саду есть занятия, к которым воспитатель заранее готовится. Занятия проводятся всю неделю по одной лексической теме, это помогает детям лучше усвоить материал. Можно и дома создать необходимые условия, но это намного сложнее (бытовые дела никто не отменял). Это не миф.
Ведущий 2
Чтобы адаптация прошла хорошо, родителям нужно придерживаться рекомендаций (дерево с листиками).
1. Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребё нка: ежедневно поднимайте малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время все привычные дела: завтрак, прогулку и т. д. Укладывайте ребёнка каждый день немного раньше, чем это было сделано вчера, ведь завтра утром ему предстоит встать раньше.
Ведущий 3.
2. Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада (молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели). Отучайте ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной жизни в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта.
Обязательно поставьте в известность персонал садика, если малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт.
Ведущий 1
3. Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть. Если ребенок берет одежду и старается надеть её сам, то не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Если же наоборот, малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, то стимулируйте его. Например, наденьте ему носочки, но не до конца, и предложите самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Вместе одевайте и раздевайте игрушку. Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер. Подыграйте малышу, уступив ему первенство. Ваш «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самостоятельном одевании.
Ведущий 2
4. В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу. Отправляйте малыша в детский сад только при том условии, что он абсолютно здоров. Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.
Ведущий 3
5. Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку.
Ведущий 1
6. Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.
Ведущий 2
7. Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора. В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.
Ведущий 3
8. Можно рассказать специальные терапевтические сказки для малышей.
Ведущий 1.
СОЛНЦЕ. Чтобы нашим цветочкам (детям) было хорошо расти и развиваться, здесь светит солнце и своим теплом и светом помогает росту. Предлагаем поиграть!
У ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Необходимое развитие малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И родителям надо помнить, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!» Все педагоги здесь в саду постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой.
Ведущий 2.
1. Игра «Легкое перышко»
Цель: Развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.
Оборудование: Перышко, ленточка, прозрачная коробочка.
Ход игры: Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке- цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.
Ведущий 3
2. Игра «Храбрые лягушата»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций агрессивных импульсов, развитие координации движений.
Оборудование: Бумага в рулоне, корзина.
Ход игры: Особое значения для развития малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравится игра - превращение в храбрых лягушат. У нас есть обычные рулоны бумаги. И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он сидит (от рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол)
Жили – были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушата сидели, грелись на солнышке и, конечно, разговаривали. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква – ква – ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся.
А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро- быстро, чисто – чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра – это источник радости и одного из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Ведущий 1
3. Игра «Рисунки на песке»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, визуализация понятии «Я».
Оборудование: Цветные пластиковые подносы, манная крупа.
Ход игры: Давайте вспомним одну из самых любимых игр – занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движениями двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Обратная связь с родителями. Что понравилось? Что узнали нового? Большое спасибо за участие, до новых встреч.
Используемая литература:
1. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Просвещение, 1991. - 228 с.
2. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Проспект, 2002. - 414 с.
3. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста : Пособие для воспитателей / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Губанова. - М. : Просвещение, 2003. - 80 с.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-seminara-praktikuma-s-roditeljami-adaptacija-detei-ranego-vozrasta-mify-i-realnost.html