Ольга Дятчина
Семинар-практикум в форме «Заседания клуба Знатоков ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар- практикум для педагогов ДОУ в форме заседания
«Клуба Знатоков ФГОС ДО»
Аннотация: «Клуб Знатоков» по изучению теоретических аспектов ФГОС ДО.
Ключевые слова: ФГОС, «Клуб Знатоков».
Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОУ содержания и особенностей ФГОС ДО.
Задачи:
• углубить знания педагогов ДОУ об основных принципах и положениях внедрения ФГОС
Публикация «Семинар-практикум в форме „Заседания клуба Знатоков ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
• активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС
• развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения
План проведения
1. Теоретический блок «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования» - Заведующая ДОУ Косова Л. В.
2. Заседание «Клуба Знатоков ФГОС ДО» - все педагоги ДОУ
3. Рекомендации педагогам по формам информирования родителей ДОУ «ФГОС в детском саду»
1. В системе дошкольного образования произошли большие изменения.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
Такой подход сделал необходимой разработку ФГОС, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Разработанный с этой целью ФГОС поставил перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования (см. Приказ Минобрнауки России «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 30 января 2013 г., Решение Совета министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам от 28 августа 2013 года об утверждении ФГОС дошкольного образования, Приказ Минюста от 15.11.2013 г. «Об утверждении ФГОС ДО»).
Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
ФГОС выдвигает требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
С 1 сентября 2014 года наш детский сад является пилотной площадкой по введению ФГОС ДО.
2. Я предлагаю Вам создать команду «Знатоков» и Вы будете играть против старшего воспитателя. Мы с вами уточним и проведем корректировку знаний об особенностях введения Стандарта.
Предлагаю педагогам конверты с заданиями (прочитать задания и в письменном виде каждый отвечает на вопросы; после того как педагоги справились с ними, вместе разбираем ответы и исправляем ошибки)
1. Расшифруйте - ФГОС, НОД, ООП;
2. Выберите правильное соотношение обязательной части ООП И вариативной (60% и 40%).
3. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5)
4. Какие из перечисленных образовательных областей соответствуют ФГОС?
5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО. (личностное развитие)
6. Что является основным разделом ООП? (целевой, содержательный, организационный)
7. На что направлен Стандарт ДО? (целевые ориентиры дошкольного образования)
8. Определить к какому возрасту детей относятся предложенные целевые ориентиры?
3. Теперь я предлагаю вам довести до родителей ДОУ в доступной форме информацию о ФГОС (оформить информационные стенды в каждой возрастной группе, предоставить информацию на сайте ДОУ, провести родительские собрания).
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Комментарии к ФГОС ДО. Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249.
3. Е. Смирнова, М. Соколова «Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ» // Дошкольное воспитание. - 2013. №2.
4. Ж. Казанцев, Е. Гладунчик «Разнообразие форм взаимодействия педагогов с семьей» // Дошкольное воспитание. - 2013. №9.
5. Т. Березка, Т. Панова «Основная образовательная программа: часть, формируемая участниками образовательного процесса» // Дошкольное воспитание. - 2013. №5.
6. С. Николаева «Значение эколого – развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО» //Дошкольное воспитание. -2014. №6.
7. Г. Глушкова «Использование конструкторов ЛЕГО, как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы (методическое сопровождение реализации ФГОС ДО)» // Дошкольное воспитание. - 2014. №8.