Ирина Метёлкина
Семинар-практикум «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.
Задачи:
- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
- обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.
«Играя – учимся,
Играя – познаём!»
Ход:
Публикация «Семинар-практикум „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм, а значит, сможете хоть на немножко побывать в замечательной стране детства.
«Купите билетик»
(Вхождение в игру.)
Цель: интеллектуальная разминка.
Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». И я вам предлагаю выбрать себе билет ответив на вопрос ( вопросы типа: это не квадрат и он не синий и т. д.)
1. Это не квадрат и он не синий.
2. Это не круг и не квадрат, но он красный.
3. Он красного цвета с 4-мя углами.
4. Он круглый, но не красный, не зелёный и не жёлтый.
5. С углами, но не треугольник и он синий.
6. У него три стороны и он не красный, не зелёный и не жёлтый.
7. Он не круглый и не треугольный, но жёлтый.
8. Это не квадрат и он не круглый, но жёлтый.
9. У него нет углов и он не красный, не синий и не зелёный.
10. Это не квадрат и он не красный.
11. Он не круг и не квадрат, но он зелёный.
12. Он зелёный с 4-мя углами.
Игра «Логический поезд»
В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту, посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие. Или может что – то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки – вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)
Пример: первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку - вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на ели. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба - она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т. д.)
Настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее. Развивающие игры до года
По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…
Практическая часть
1. «Каша из топора»
Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
В сундуке следующие предметы:
- Картон, ножницы, пластилин, карандаши,
- Прищепки и лист А-4,
- Спички или деревянные палочки, салфетки, и т. п.
2. «Мастер-класс»
Цель: знакомство и практическая работа педагогов с «Квадратом Воскобовича»
Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Квадрат Воскобовича».
Но прежде, немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. В прошлом инженер–физик. Разработчик более 40 развивающих игр и пособий.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. Им были созданы такие игры как: "Игровой квадрат Воскобовича", "Геоконт", "Цветовые часы", "Прозрачная цифра", "Прозрачный квадрат", "Математические корзинки", "Чудо-крестики", "Теремки Воскобовича".
Развивающая игра
«Квадрат Воскобовича
«Квадрат Воскобовича» – игра-головоломка на трансформацию фигур. Бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей).
Выглядит он довольно просто:
- на квадратной основе из ткани наклеены квадраты, 16 с одной стороны красные, 16 с другой – зеленые;
- 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного.
Игры с Квадратом Воскобовича развивают:
• Логическое мышление;
• Пространственное воображение;
• Конструктивные умения;
• Счетные навыки;
• Мелкую моторику руки.
• Умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Дети знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр.
«Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т. п.
ПРЕДЛОЖИТЬ ИЗГОТОВИТЬ КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА
ПРЕДЛОЖИТЬ ПОИГРАТЬ С КВАДРАТОМ
Сказка – это дополнительная игровая мотивация, которая побуждает детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата. Ведь это так важно – помочь Квадрату превратиться в звездочку, башмачок или котенка. Главы сказки так и называются «превращения». Их девятнадцать.
Ворон Метр нам покажет квадрат
Заниматься с детьми Ворон рад!
Тайну Метра увидим мы там.
Где согнем квадрат пополам
Мы в волшебный мир полетим
И в фигурки квадрат превратим!
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме, жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК.
Конечно он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.
Далее Квадрат вспоминает Новогодний праздник и пушистую нарядную ёлку и висящую на ней конфету. «Вот бы мне стать конфетой» - подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
Можно предложить ребятам сложить разные конфетки: с красной или зеленой оберткой, сложить шоколадку или печенье.
Чудесные превращения Квадрата продолжались. То он превратился в летучую мышь,
то в конверт
и семафор.
«Превращусь-ка я в мышку» - решил Квадрат,
и вскоре МЫШКА схватила письмо, которое написал Квадрат любимому дедушке, и побежала!
Путешествие письма продолжалось. Квадрат превращался то в ёжика,
то в звездочку,
башмачок,
лодочку,
рыбку,
птичку,
маленький домик,
подъемный кран
и в конце концов превращается в Ворона Метра.
Уважаемые коллеги! Вы можете придумывать свои истории, только стоит проявить немного фантазии! А может быть, вам, помогут и ваши воспитанники!
Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Игра - это прекрасный метод развивающего обучения. Игра – это ключ к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, дорога для становления многогранной и успешной личности.