Ольга Семидоцкая
Семинар-практикум по теме «Таинственный мир слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Систематизировать знания воспитателей по проблеме формирования словаря у детей.
Стимулировать творческую активность воспитателей.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы начинаем занятие в рамках семинара «Таинственный мир слов». Рассмотрим 2 вопроса. Теоретическую часть темы «Общие основы развития словотворчества» и второй вопрос: практическое задание «Игры и упражнения на развитие словотворчества».
Публикация «Семинар-практикум по теме „Таинственный мир слов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Позвольте начать наше занятие с разговора о некой книги, которая появилась в 1928 году, много раз в последствии переиздавалась (21 издание вышло в 1970 году). Все кто интересуется жизнью детей, найдут в этой книги очень ценный материал для наблюдения над детской речью, мышлением.
Работник дошкольных учреждений получит из этой книги достоверные и научно – обоснованные выводы о детском чтении, о психологии детей младшего возраста и сможет на этой основе строить эстетическое воспитание.
Учитель начальных классов сможет учесть развитие ребенка в предшествующий период. Учитель лингвист получит единственное в своем роде исследование детской речи.
Значение этой книги огромно, книга научный труд и художественное произведение, книга имеет своего героя.
Вы, наверное, поняли о какой книги я веду речь и готовы назвать ее автора и само произведение.
(К. И. Чуковский «От 2 до 5»).
К числу художественных особенностей книги ее удивительная цитатность. Чуковский показывает, что ребенок в возрасте от 2 до 5 лет становится неутомимым исследователем, гениальным лингвистом.
Гениальность в том, что ребенок овладевает родным языком.
В 4 главе этой книги, которая носит название «Лепые нелепицы» Корней Иванович объясняет тяготение ребенка к различного рода перевертышам, о том, что обусловлено познавательным отношением к миру.
Послушайте, пожалуйста, примеры детской речи:
1) - Вчера была сырая погода.
- А разве сегодня варёная?
2) - Светик, нельзя кушать лежа!
- Хорошо, я буду кушать сёжа.
3) Ты бросай с высоты, а я с низоты.
Мы можем взять большое количество примеров детского словотворчества из этой книги, кроме того, автор не только приводит примеры детского словотворчества, но и объясняет его истоки.
Итак, сегодня я предлагаю поговорить о детском словотворчестве. Мы говорим о словотворчестве, когда речь идет о детях от 2 до 5 лет, а в старшем возрасте этот спонтанный процесс должен перейти в процесс осознанного словообразования. Надеюсь на диалог.
У вас есть определенный багаж знаний дидактических игр по развитию речи, сегодня нужно из этого багажа знаний достать именно те, которые способствуют развитию словообразования.
Результатом нашего диалога должна стать методическая копилка.
И мне кажется, что формой этой методической копилки может стать дерево, оно будет расти и пополнятся вашими идеями по данной теме.
Сейчас, я, перехожу к I части нашего занятия и раскрою этапы становления словообразования.
I.Теоретическая часть
«Общие основы развития словообразования»
Усвоение детьми словообразовательных моделей происходит после трех лет. Этот процесс растягивается на весь дошкольный возраст. Вначале дети допускают ошибки при употреблении тех или иных суффиксов или приставок. Возникают слова, не существующие в языке. Такое словотворчество характерно для дошкольного детства и к 6-7 годам должно исчезать, когда закончится усвоение морфемной системы. Собственные слова детей с ошибочным употреблением той или иной приставки свидетельствуют о том, что дети понимают смысл употребляемых морфем, но они еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, то есть не усвоили речевой нормы.
И настораживать должно не наличие таких ошибок (это как раз говорит о том, что идет процесс усвоения морфемной системы, а их отсутствие при малом словарном запасе.
Примеры детских «неологизмов».
По аналогии с «бег» - «прыг»: «У кузнечика хороший прыг».
По аналогии с «певун» - «чистун»: «Ваня наш – чистун».
Нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы своих слов. Собственно, смысловых ошибок тут нет.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающим мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами
(образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками (например с помощью суффиксов – онок, -енок; в игре «Кто у кого?» (у лисы - лисята) дети учат употреблять названия животных и их детенышей в И. п. ед. и мн. ч.).
Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций. Детей учат образовывать глаголы разными способами (например: образование глагола от звукоподражательных слов – Кря-кря! Кто это? (уточка) Что она делает? (крякает).
В среднем возрасте проводится работа по обучению разным способам образованию слов, относящихся к разным частям речи. Проводятся теже дидактические игры, что и в младшем возрасте:
«Кто у кого?», «Угадай у кого», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных у которых детеныши называются по-другому (лошадь – жеребенок).
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия по аналогии с тем, что уже знакомо. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры – драматизации, дидактические игры с игрушками. Если же нет нужных игрушек, целесообразно использовать фланолеграф или теневой театр.
В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксным способом.
На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона – каркает).
В старшем возрасте закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах грамматические навыки. Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими. Ребенка учат подбирать однокоренные слова (слова – родственники). Одна из задач – научить детей разным способам образования прилагательных при помощи суффиксов –ее, -ей, -е, -те и при помощи слов –более, менее.
Целесообразно проводить упражнения:
- на образование прилагательных от основ существительных
(какое варенье из малины? – малиновое).
- на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода (занимается спортом – спортсмен).
- на образование притяжательных прилагательных (в доме жила коза. Чей дом? – козий).
Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера. Например: мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? – рубит мясо.
Для закрепления теоретического материала я приведу примеры детского словотворчества, а вы попробуете объяснить способ образования неологизмов.
Например:
колдунница --- способ образования при помощи суффикса.
колдун+ница.
колоток--- способ образования по аналогии от глагола колотить
копатки --- способ образования по аналогии от глагола копать
II. Практическая часть
Уважаемые коллеги, я предлагаю разместить на нашем «Чудо – дереве» ваши идеи связанные с развитием словотворчества детей.
Пожалуйста, подумайте и предложите варианты игр и упражнений, которые необходимо использовать в своей работе с детьми по данной теме. Каждая группа подготовит игры соответствующие возрасту детей, с которыми вы работаете, сформулирует название и цели игры.
У каждого на столе лежат бумага, ножницы, карандаши. Проявите свое творчество, изготавливая ярлычки для игр.
Итог занятия.
Я считаю, что сегодняшнее занятие помогло систематизировать те знания, какими вы владеете в процессе формирования словаря дошкольников, а дерево, наполненное дидактическими играми и упражнениями, доказывает вашу творческую активность и компетентность в данном вопросе.