Жанна Абрамович
Семинар-практикум Тема: «Проведение подвижных, спортивных игр и упражнений на открытом воздухе».
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Тема : «Проведение подвижных, спортивных игр и упражнений на открытом воздухе».
10.10.2016 год.
“. Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость. ”
Крэттен
Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.
Публикация «Семинар-практикум Тема: „Проведение подвижных, спортивных игр и упражнений на открытом воздухе“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Прогулка - обязательный элемент режима дня.
Прогулка состоит из:
- познавательной,
- трудовой,
- музыкальной,
- двигательная
- самостоятельной деятельности детей.
Ведущее место на прогулке отводится подвижным и спортивным играм и упражнениям.
П\игры и упражнения помогают решить следующие задачи:
- расширить двигательный опыт детей, обогащать его новыми, более сложными движениями,
- совершенствовать уже имеющиеся у детей навыки в основных движениях, применяемые в игровых ситуациях.
- развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.
- воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
Компоненты игры
содержание игровые действия правила
Содержание - это движения, выполняемые в процессе игры.
Правила игры необходимы для организации участников в процессе. То есть они необходимы для определения поведения детей в ходе игры.
В подвижной игре принимают участие все дети группы.
Подбор игр воспитателем
Возраст детей
Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Количество 1-2 1-3
Продолжительность
одной игры. 3-5 мин 7-10 мин
Повтор 4-5 раз в течение месяца 4-5 раз в течение месяца
Количество подвижных игр - от одной до трех.
При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений.
В теплое время года должно даваться больше подвижных игр
с метанием, ползанием, лазанием.
В холодное время - с бегом, метанием, прыжками.
Продолжительность одной игры составляет 3-5мин, 7-10 мин.
(в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее 2-3 подвижные игры. Игры разной степени интенсивности. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.
Также на прогулке с детьми нужно проводить игры спортивного (бадминтон, футбол, хоккей, волейбол) и соревновательного характера, игры- эстафеты, в которых нужно вводить хорошо знакомые детям основные движения) способствует закреплению материала, изучаемого на физкультурных занятиях.
Помимо подвижных и спортивных игр, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Классификация игр
Подвижные игры делятся на 2 группы:
элементарные - сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, cложные - футбол, городки, волейбол и т. д.
по двигательному содержанию (доминирующее основное движение-бег, прыжки и т. д.).
по образному содержанию:
а) сюжетные - для них характерны роли с соответствующим для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей). б) бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетными наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требует от детей самостоятельности, быстроты и ловкости. («Ловишки», «Перебежки», «Кто дальше бросит», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»)
по динамическим характеристикам
(различают игры по степени физической нагрузки).
малой подвижности
средней подвижности большой подвижности
по количеству детей - в млад. гр. - 1роль («Кот и мыши») ; в стар. гр-3-4 роли
(«Гуси-лебеди)
по количеству правил - в млад. гр. -1-2правила; в стар. гр. -3-4 правила.
по наличию словесного сопровождения - стихи, песни, речитатив. («По ровненькой дорожке, «Мы, веселые ребята любим бегать…») .Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений.
Выбор игры зависит:
- от времени года,
- погоды,
- температуры воздуха.
В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Место игры на прогулке:
Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Роль воспитателя:
Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:
- наблюдать за состоянием детей,
- регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры,
- изменять при необходимости некоторые правила игры,
- регулировать длительность пауз в игре;
- выбирать место для проведения игр,
- изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,
- определять дистанцию для пробежек, проползания, количество прыжков.
Организация игры:
Цель игры выбирается для закрепления материала, усвоенного детьми в процессе двигательной деятельности ( например: закрепить двигательное умение-метание мешочка в вертикальную цель, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества… и могут решаться задачи из других разделов.)
Сбор детей на игру:
1. Сделать разметку на игровой площадке, подготовить оборудование.
2. Зазывалка
3. Загадывание загадки
4. Показ яркой картинки.
5. Слово, удар в бубен, колокольчик
6. Поручение отдельным детям собрать детей на игру.
Объяснение игры:
В мл. гр. лучше построить в круг и знакомить с правилами в ходе игры.
В старшем возрасте можно тоже разместить в круг, построить в шеренгу, полукругом.
Ход объяснения игры: название, содержание, правила, распределение ролей, раздача атрибутов, размещение играющих, (можно попросить повторить правила). Начало игровых действий.
Распределение ролей:
-считалка
- вертушка (юла, кегля)
- по выбору воспитателя (как бонус)
- по желанию,
- по выбору именинника.
Вариативность усложнения игры:
1. Увеличить расстояние
2. Изменение вида движений
3. Изменение темпа движений
4. Увеличение числа ловишек
5. усложнение правил
6. Изменение размещения играющих
7. Изменение сигнала к началу игры (звуковой, словесный, зрительный)
Подведение итогов :
В младшей группе воспитатель хвалить, предлагает перейти к другой деятельности (а сейчас пойдем на обед).
В старшей группе отмечаются дети, которые соблюдали или не соблюдали правила. Отмечаются самые быстрые и ловкие, отмечаются ловишки, предлагается переход к другой деятельности.
Только со старшей группы проводятся спортивные игры и элементы спортивных игр : бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки, а спортивные упражнения - с мл. гр.
Спортивные упражнения зимой :
1)Катание на санках
2)Скольжение по ледяным дорожкам
3)Ходьба на лыжах
Спортивные упражнения весной, летом, осенью.
1)Катание на велосипеде
2)Катание на самокатах
ПРИМЕР:
Зима: спортивное упражнение - катание на санках :
Упражнения для младших дошкольников
Везти санки поочередно то правой, то левой рукой.
Везти санки обеими руками.
Везти санки, перевозя на них легкий предмет или игрушку (снег, кукла и т. д.)
Толкать санки вперед, следуя за ними.
Катать друг друга и др.
Для старших дошкольников
Толкать санки опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.
Катать друг друга.
Везти санки, на которых сидит ребенок, до обозначенного ориентира, обозначенного ориентира, объехать его и возвратиться назад.
Вдвоем везти санки, на которых сидит товарищ.
Кататься на ровном месте сидя на санках спиной вперед и отталкиваясь ногами и др.
Практическое задание для воспитателей
2 мл. гр. - провести подвижную игру зимой,
Средняя группа (осень) - провести подвижную игру осенью.
Старшая группа - провести подвижную игру весной.
Подготовительная группа - игра- эстафета летом.