Валиджанова Агюльжан
Семинар-практикум «Использование инновационных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление Образования г. Избербаш
Семинар – практикум
Тема:
«Использование инновационных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ»
Составила:воспитатель Валиджанова А. Ш
Ноябрь г. Избербаш, 2018 г.
-1-
«Использование инновационных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ»
Составила: Валиджанова А. Ш.
Публикация «Семинар-практикум „Использование инновационных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Инновационные технологии существенно в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т. д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
В отечественной специальной педагогике в настоящее время разработаны новые подходы к содержанию образования детей с ОВЗ, к технологиям их образования и воспитания, современным моделям коррекционно-развивающего педагогического процесса и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями, направленные на решение задачи приближения специального образования к требованиям современного общества.
-2-
«Инновация» - что это такое? Инновация - (итал иnnovatione - новизна, нововведение).
Педагогическую инновацию рассматривают как особую форму педагогической деятельности и мышления, которые направлены на организацию нововведений в образовательном пространстве, или как процесс создания, внедрения и распространения нового в образовании. Инновационный процесс в образовании - это совокупность последовательных, целенаправленных действий, направленных на ее обновление, модификацию цели, содержания, организации, форм и методов обучения и воспитания.
Инноватика должна включать процесс выработки уверенности маленького человека в себе, в своих силах. Инновации в образовании, это использование новых, повышающих эффективность способов, средств передачи информации, проверке её адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации.
Целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности воспитанника по сравнению с традиционной системой. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но и прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Инновации могут быть представлены в виде:
• абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
• относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
-3-
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
• новизна в постановке целей и задач;
• глубокая содержательность;
• оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
• разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
• способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной группе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость
-4-
глубокого изучения особенностей детей. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
В своей профессиональной деятельности учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника группы. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовить презентации). В начале сентября проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, игры и экскурсии, праздники.
Для диагностики уровня воспитанности применять различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.
Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на занятии.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
-5-
А так же использование в практике эффективных педагогических технологий :
- здоровьесберегающие технологии : пальчиковая гимнастика А. П. Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз Е. А. Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
- элементы ИКТ;
Рассмотрим подробнее
-здоровьесберегающие технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Сказочная имидж-терапия
Смысл этой терапии мгновенное преображение. Недостаточно здоровый в психологическом и соматическом смысле человек зачастую привыкает к одной роли - роли больного. И только реальное, а не воображаемое изменение образа, реальное переодевание способно помочь ему найти альтернативные ипостаси самого себя. Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь специалисту (психологу, педагогу, воспитателю). Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбужденного ребенка. Для этих целей подходят образы Короля, Королевы, Рыцаря, Волка - тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети очень хорошо воспринимают это, выполняют поручения и начинают контролировать свое поведение.
-6-
Сказочная куклотерапия
В рамках сказочной куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Возможно использование трех вариантов куклы-марионетки: пальчиковые куклы, куклы рукавички, теневые куклы. В куклотерапии важен и процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни и игра с куклами - вхождение в персонаж. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.
Изотерапия, то есть терапия рисованием. Изобразительная деятельность находятся в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Если правильно организовывать изотерапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание, но также совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Техники : рисование «волшебными красками», техника «Овощных печатей», техника «Монотипия».
Сказкотерапия (сказкокоррекция)
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
• переноса сказочных смыслов в реальность;
• активизации ресурсов, потенциала личности;
• экологического образования и воспитания ребенка;
• улучшения внутренней природы и мира вокруг.
В коррекционной работе сказки выполняют следующие функции:
• Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
• Функция модели: сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов, таким образом они помогают учиться при помощи модели.
• Функция опосредования: сказка выступает в качестве посредника между ребенком и психологом, снижая тем самым сопротивление.
• Функция хранения опыта: после окончания психокоррекционной работы, сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
• Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает вернуться к прежней радостной
-7-
• непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления.
• Функция изменения позиции: сказки неожиданно вызывают у ребенка новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.
Игротерапия
Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в которой на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Для детей с ОВЗ целесообразно использовать игры с пуговицами.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие, является условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Игры: аквариум, пуговичное ожерелье, пуговичное лото, родовое дерево, бабушкина пуговица, игры со спичками.
Гарденотерапия
Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).
Прищепкотерапия
Игры с прищепками направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную со взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей. Обычные бельевые разноцветные прищепки служат хорошим подспорьем в развитии у детей пространственно-временных представлений. Закрепляются знания о временах года, днях недели, частях суток. Совершенствуются знания сенсорных эталонов, закрепляются навыки счета, развивается зрительно – двигательная координация.
-8-
Фототерапия
Фотография помогает установить контакт с детьми и активизировать их речевые навыки, может рассматриваться как способ контроля за внешними объектами и ситуациями, и даёт подросткам ощущение собственной силы и значимости. Даёт почувствовать себя художником и в лучшую сторону изменить своё представление о себе и о своих возможностях. Фотографирование ребёнка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе, позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. При создании фотографий в ходе занятий дети могут сами выбирать тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки школы», «Мир детей», «Детская фантазия безгранична» и др. С целью решения коррекционных и реабилитирующих задач бывает очень полезно проводить съёмку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Например, съёмка на природе сама по себе обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съёмка может проводиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определённых случаях может быть полезна, помогая детям, например, осознать природу своего социального поведения и установок. Например, фоторепортаж, где показаны результаты небрежного отношения человека к природе. В работе с детьми обязательно учитываются их интересы и способности. Большой интерес девочки проявляют к фотографированию в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов, грима и т. д
Компьютерные технологии
Компьютерные технологии важны, прежде всего, как источник информации при использовании сети Интернет. Овладев достаточно простыми навыками работы с поисковыми системами возможен доступ к множеству справочников, словарей, энциклопедий и т. д., кроме этого Интернет имеет значительную базу музыкального, изобразительного и фотоматериала.
Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерные игры - это мощный резерв в игротерапии. Игры должны являться не только элементом развлечения, но и тренировкой ряда эмоциональных, психических и моторных функций. У них широкий диапазон: начиная от простых игр, например, «Тетрис», не требующих высокопроизводительного компьютерного оборудования, до технически
-9-
сложных, мультимедийных, с применением специализированных аппаратных средств. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у детей коррекционной группы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Инновационные технологии существенно в воспитательной работе с детьми с ОВЗ получить более высокий результат, позволяют каждому ребёнку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги, а с элементами парадоксальности, деструктивности.
Список литературы
1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. –
М. : Дрофа, 2007.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические
основы / Л. И. Акатов. - М. : ВЛАДОС, 2003.
3. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование, 2006.
4. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии, 2008.
5. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных
презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.
Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал, 2007.