Ирина Климова
Семинар — практикум «Сюжетные общеразвивающие упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить воспитателей комплексами сюжетных общеразвивающих упражнений.
Задачи:
Приобрести опыт в двигательном поведении детей, связанный с выполнением упражнений, который направлен на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.
Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма
Способствовать развитию положительных эмоций от совместной деятельности.
Развивать равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук.
Оборудование и материалы:
1. Гимнастические коврики
Публикация «Семинар — практикум „Сюжетные общеразвивающие упражнения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
2. Мячи большого диаметра по кол-ву воспитателей
Вид семинара-практикума: теоретическая часть
практическая часть - игровая
Предварительная работа:
Подготовка сценария семинара - практикума
Разучивание слов, относящихся к тому или иному комплексу
Место проведения : Спортивный зал
Ход работы:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования физическое развитие включает в себя приобретение опыта в двигательном поведении детей, связанном и с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, и способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления организма.
Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые можно выполнять с разным мышечным напряжением, систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей всего организма, развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливает его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.
Общеразвивающие упражнения используются в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма.
Младшая группа: 4-5 ОРУ, повторить 4–5 раз
Средняя группа: 5-6 ОРУ, повторить 4 – 6 раз
Старшая группа: 7-8 ОРУ, повторить 6–8 раз
Подготовительная группа: 8-10 ОРУ, повторить 6–10 раз
Составляя комплексы ОРУ, следует помнить, что все упражнения делятся на три группы.
Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру.
Вторая группа предназначена для развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины (для достижения эффекта необходимо четкое соблюдение правильного исходного положения).
Третья группа упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса, развивает мышцы ног и свода стопы.
Общеразвивающие упражнения подбираются так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц.
В сборник вошли комплексы сюжетных общеразвивающих упражнений, которые можно применять и в качестве утренних гимнастик. Сюжетные упражнения помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Сюжетно-игровая форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению. Совершенно очевидным является и то, что ребенку благодаря сюжету легче осмысливать и выполнять движения, ведь это не просто упражнения, а занимательные приключения и игра. Дети перевоплощаются то в спортсменов, то оказываются в гостях у сказки и задорно изображают любимых героев, даже не замечая, что при этом получают физическую нагрузку.
Данными упражнениями мы предлагаем воспользоваться и Вам, уважаемые воспитатели, и повысить интерес детей к физкультурным занятиям.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема «Сказки» (по мотивам сказки «Репка»)
1. «Большая репка».
И. п. – ноги вместе, руки опущены.
1 – поднять руки вверх, потянуться.
2 – и. п. 4-5 раз Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Ну-ка, покажите большую репку. Выше, выше.
2. «Дед тянет репку».
И. п. – ноги шире плеч, руки опущены.
1 – наклон вперёд, руки вперёд, кисти сжать в кулачок.
2 – и. п. 4-5 раз Тянет-потянет дед репку, а вытянуть не может.
Крепче держитесь за репку. Сильнее тяните.
3. «Бабка и внучка тянут репку».
И. п. – сесть на пол, ноги шире плеч, руки на коленях.
1 – наклон вперёд, коснуться пола ладонями как можно дальше.
2 – и. п. 4-5 раз Позвал дед бабку да внучку. Стали они репку тянуть. Тянут потянут, а вытянуть не могут.
Как крепко репка в земле растёт. Давайте тянуть ещё сильнее. Бабка тянет, внучка помогает.
4. «Жучка».
И. п. – стойка на четвереньках.
1 – сесть на пятки, не отрывая ладони от пола, произнести «гав!»
2 – и. п. 4-5 раз Позвала внучка жучку. Стали они репку тянуть. Тянут потянут, а вытянуть не могут.
Покажите, как жучка старается. Вот какая жучка молодец!
5. «Пляшет дружно вся семья».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Прыжки на месте. 7–10 пр. х 2 раза, чередуя с ходьбой Позвала жучка кошку, кошка мышку. Тянут, тянут и дружно вытянули репку.
Веселее, веселее! Вот как пляшет дед да баба, вот как пляшет внучка с жучкой, вот как пляшет кошка с мышкой. Молодцы!
Тема «Колобок»
1. «Лепим колобок».
И. п. – ноги врозь, мяч перед грудью.
1–3 – поворот кистей вправо-влево (имитация лепки).
4 – вернуться в и. п. 4 раза,
темп средний Жили-были, не тужили
На полянке у реки,
И любили очень-очень
Печь на сметане…. (колобки)
Бабка лепит колобок, колобок румяный бок.
2. «Остудим колобок».
И. п. – ноги на ширине плеч, мяч вперёд в прямых руках.
1 – поворот вправо, подуть на мяч.
2 – и. п.
3 – то же влево.
4 – вернуться в и. п. 6 раз,
темп средний И поставила его на окошко, студиться. Стал колобок по сторонам смотреть…
При поворотах ноги стоят на месте, поворачивать только туловище, руки в локтях не сгибать.
3. «Покатился колобок».
И. п. – стоя на коленях, мяч на полу перед собой.
Прокатывание мяча по полу вокруг себя вправо (влево). 4 раза,
темп медленный Надоело колобку на окошке стоять, спрыгнул он с окна на лавку, с лавки на травку и покатился… встретил зайку (мишку, волка, лису).
При завершении круга мяч остановить, вспомнить героев сказки.
4. «Лиса».
И. п. – сидя, руки упор сзади, мяч зажат между ступней.
1 – согнуть колени, подтянуть ноги к туловищу.
2 – и. п. 4 раза Попросила лиса колобка сесть поближе, к ней на носок, а теперь подальше!
5. «Выручим колобка».
И. п. – ноги слегка расставлены, мяч перед грудью.
Отбивание мяча о пол двумя руками с остановкой. 6–8 раз В нашей сказке лиса колобка не съела, мы его спасли и стали весело играть!
6. «Веселимся с колобком».
И. п. – ноги слегка расставлены, мяч внизу.
Прыжки на двух ногах. 203 Веселимся с колобком, высоко прыгаем!
Дыхательная гимнастика.
Положить мяч на правую руку, левой погрозить «колобку».
Поменять руки. 2 раза Вдох. На выдохе проговаривать «Колобок, колобок, не попадайся на зубок».
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема «Мы художники»
1. «Рисуем солнышко головой».
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – наклон головы вправо.
2 – прямо.
3-4 – в другую сторону.
Далее каждый рисует лучики для «солнышка». 6 раз,
темп умеренный Осуществление контроля за осанкой.
2. «Рисуем воздушные шары локтями».
И. п. – то же, руки к плечам.
1–4 – круговые движения локтями вперед.
5–8 – круговые движения назад. 6–8 раз,
темп умеренный Спина прямая.
3. «Рисую звездочку»
И. п. – ноги врозь, руки вдоль туловища.
1 – руки вверх.
2 – наклон вниз, руками касаясь пола.
3 – наклон вперед, руки в стороны.
4 – и. п. 6–8 раз,
темп умеренный Осуществления контроля за ориентацией в пространстве, синхронностью движений.
4. «Рисую домик коленом».
И. п. – стоя правая нога согнута в колене, руки за спиной.
1–3 – рисуем домик коленом правой (левой) ноги.
4 – и. п.
То же коленом левой ноги. 6–8 раз,
темп умеренный Следить за движение колена.
5. «Размешиваем краску».
И. п. – стоя, правая нога согнута в колене, поднята, носочек оттянут, руки на поясе.
1–7 – вращательные движения стопой правой ноги.
8 – и. п. 6–8 раз,
темп умеренный Индивидуальные указания.
6. «Загадочные рисунки».
И. п. – лежа на спине, ноги вместе, руки за головой.
Поднять обе ноги вместе и нарисовать ногами любимого животного (можно нарисовать цифры или буквы). 6 раз,
темп умеренный Заканчиваем рисовать на счет 8. Поощрение.
7. «Радуемся своим рисун-
кам».
И. п. – стоя, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вперед – назад.
По 10 прыжков, чередовать с ходьбой на месте. 303 Осуществление контроля за синхронностью движений ног.
8. «Рисую цветок».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину.
Медленно поднять руки через стороны вверх, покачать – вдох.
Медленно опустить руки – выдох. Темп
медленный Наши яркие цветы
Распустили лепестки.
Ветерок подышит,
Лепестки колышет.
Осуществление контроля за темпом, правильностью дыхания.
Тема «В стране сказок»
1. «Белка – чудесница!»
И. п. – лицом друг к другу, основная стойка, взявшись за руки.
1, 2 – подняться на носки, через стороны руки вверх – вдох.
3-4 – и. п., выдох. 8 раз,
темп медленный В страну сказок мы пойдём,
Много сказок там найдём.
Страницы сказок мы листаем,
Путешествие начинаем.
Вставайте парой, чтобы быть сильней.
Вдвоём с другом идти веселей.
Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Стоять близко друг к другу.
2. «Два жадных медвежонка».
И. п. – то же, ноги врозь, руки прямые перед собой, ладони касаются.
1–4 – попеременно сгибая то правую руку, то левую руку, с силой давить на ладони партнёра. 8 раз,
темп медленный Два жадных медвежонка
Всё ссорились, ругались
И без головки сыра
В конце концов остались.
С силой давить на ладони партнёра. Ноги не сдвигать.
3. «Теремок»
И. п. – стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, руки вверх, касаться внешней стороной ладони.
1, 2 – наклон вперёд, руки вниз, кулачками постучать по ладошкам соседа, спросить «Кто-кто в теремочке живёт?»
3, 4 – вернуться в и. п. 8 раз,
темп медленный Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок.
Кто-кто в теремочке живёт.
Кто-кто в невысоком живёт?
Дыхание произвольное. Колени не сгибать.
4. «На балу с Золушкой»
И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги врозь, взявшись за руки.
1 – руки в стороны.
2 – наклон влево.
3 – выпрямиться, руки в сторону.
4 – и. п.
Выполнить тоже вправо. 8 раз,
темп
средний На бал мы с Золушкой попали и парный танец исполняли.
Стоять близко друг к другу. Наклон выполнять как можно ниже, точно в сторону.
5. «Конёк-горбунок».
И. п. – сед друг напротив друга, руки упор сзади, ступни соединить.
1, 2 – скользя пятками по полу, упираясь ступнями, развести ноги врозь как можно шире.
3, 4 – и. п. 8 раз,
темп средний В сказку «Конёк-Горбунок» мы попали
И огромного кита увидали.
Рыба-кит рот открывает
И все корабли мигом глотает.
При разведении ног ступни не отрывать от ступней соседа.
6. «Гуси-лебеди».
И. п. – лёжа на спине, головой друг к другу, руки вдоль туловища.
1, 2 – поднять прямые ноги вперёд-вверх, постараться соединить носки ног.
3, 4 – вернуться в и. п. 8 раз,
темп медленный Гуси-лебеди к печке подлетели,
Открыть её захотели.
А печь заслонку закрыла,
Лебедей к себе не пустила.
Стараться не сгибать колени, дыхание свободное.
7. «Русалочка».
И. п. – лёжа на животе, лицом друг к другу, взяться за руки, руки в стороны.
1–3 – прогнуться, отрывая руки и ноги от пола.
4– и. п. 6 раз,
темп медленный А вот и Русалочка!
Она с подружками играет,
Рыбий хвостик свой поднимает!
Без резких движений. Руки сцеплены.
8. «Дюймовочка».
И. п. – ноги на ширине ступни, взявшись за руки.
1 – прыжки на двух ногах на месте.
2 – прыжки ноги скрестно – «замок».
3 – по выбору детей. 303 Не выпускает мышь
Дюймовочку из дома,
Запирает все ходы и выходы на засовы!
Выполнять прыжки согласованно.
9. Дыхательное упражнение
«У Снежной королевы».
И. п. – основная стойка, кисти рук соединены лодочкой.
1 – вдох.
2 – выдох в направлении ладоней. 3 раза К Снежной королеве Герда пришла
И Кая в ледяных покоях нашла.
Дыханием сердца его согревает
И лёд потихонечку тает.
Осуществлять контроль за дыханием.