Светлана Калугина
Семинар-практикум с использованием элементов тренинга «Невербальная коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум с использованием элементов тренинга
Тема: «Невербальная коммуникация».
Цель: Формировать знания о проявлениях невербального контакта.
Вступительная часть
1. Упражнение. Ожидания.
Чего вы ожидаете от сегодняшнего занятия?
2. Упражнение. Принятие правил работы в группе
Цель: регламентировать работу в группе.
Публикация «Семинар-практикум с использованием элементов тренинга „Невербальная коммуникация“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Участники методом мозгового штурма предлагают и принимают правила работы группы. Правила принимаются на первом занятии и действуют на протяжении всего цикла семинаров-практикумов:
На занятия нельзя опаздывать;
Быть положительным;
Быть активным участником;
Не отказываться от права сказать «нет»;
Хранить информацию;
Правила правой руки;
Использовать я - высказывание;
Называть друг друга так, как от представлялся;
Говорить только от себя,
Принцип «здесь и теперь»;
Воздерживаться от критики и советов.
Основная часть
3. Упражнение «Контакт глаз».
Цель: Понять что установление контакта глаз важно для установления и поддержания контакта с человеком. Понять собственные трудности при установлении такого контакта. Психолог сообщает группе, установление контакта глаз является важным для установления контакта с человеком. Это первое, что нужно при вступлении в контакт. Группа делится на две равные части и создают два круга - внутренний и внешний. Участники, которые стоят во внутреннем круге, обращены лицом к участникам стоящим во внешнем круге. Ведущий просит участников, стоящих во внешнем круге, молча поздороваться взглядом с каждым человеком, стоящим во внутреннем круге. После выполнения упражнения ведущий спрашивает участников, были трудности при выполнении этого упражнения и которые, психолог комментирует ответы участников, сообщая им, что:
Контакт глаз свидетельствует об отношении к человеку.
Если человек уклоняется смотреть в глаза, это может восприниматься, как плохое отношение, отсутствие интереса, замкнутость.
Если человек смотрит собеседнику в глаза непрерывно, это может восприниматься, как намерение установить контроль. Поэтому не стоит смотреть в упор на собеседника. Рекомендуется смотреть на человека говорящего, время от времени отводя взгляд.
Обычно меньше смотрит тот, кто говорит.
При интересе к собеседнику обычно зрачки глаз расширяются.
Контакт глаз может помочь поддерживать контакт с собеседником на протяжении всего разговора.
психолог:
Дистанция между людьми является как средство воздействия на человека, как средство получения информации;
Дистанция зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от внутренней культуры;
Нарушение дистанции может восприниматься человеком, как давление, нарушение границы, контроль;
Величина дистанции между людьми (например, между членами семьи) может информировать об их взаимоотношениях и динамики их отношений (степень эмоциональной близости или удаленности)
Угловая позиция между собеседниками воспринимается обычно как наиболее комфортной и общительной;
Чаще всего физическое расстояние между людьми следующая:
1. интимная - до 45 см (близкие отношения)
2. персональная - от 45 до 120 см (знакомые люди)
3. социальная - от 120 см (при официальных отношениях или с чужими людьми);
4. публичная - от 400 до 750 см (выступление в аудитории).
4. Упражнение «Понятие о дистанции».
Цель: Понять, что дистанция между людьми является как средством воздействия на человека, так и средством получения информации.
Ход упражнения: Ведущий просит группу сделать упражнение на определение собственного пространства каждого участника. Группа делится на две шеренги, стоящие друг против друга на достаточно большом расстоянии. Одна шеренга стоит на месте, а второй предлагается идти ей на встречу. Участникам, тем, что стоят на месте, предлагается остановить человека, который к ним приближается на комфортное для себя расстояние с помощью команды «Стоп!». Затем ведущий предлагает участникам движущихся нарушить эту дистанцию, сократив расстояние. После этого ведущий спрашивает участников, как воспринимается нарушения дистанции. Затем шеренги меняются ролями и в середине шеренги движущихся выполняется перестановка, таким образом, создаются другие пары. Можно подходить друг к другу разными способами (сбоку, сзади).
5. Информационное сообщение
Психолог. Невербальная коммуникация связана с психическим состоянием человека и служит средством его выражения. Умение замечать в других и в себе проявление невербальной коммуникации помогает увидеть скрытые характеристики личности, ее внутренний мир и понять чувства другого человека. По мнению ученых, больше 65-75% о другом человеке, люди воспринимают через невербальные каналы и часто бессознательно. Поэтому, кроме речевого общения каждый человек, а в частности педагог должен обладать средствами невербального общения.
Мы можем передавать информацию внешним видом, манерой одеваться, движениями, жестами, выражением лица, мимикой, тоном голоса, дистанцией в общении. Вербально передается менее 35% информации. Вербальные и не вербальные средства общения могут как усиливать, так и ослаблять взаимодействие. Невербальными средствами общения человек овладевает от рождения, они развиваются в течение его жизни и обусловленные социальной культурной средой.
Существуют жесты и мимика, почти одинаковые у всех народов, но есть и много невербальных средств, принятых только одной нацией. Достаточно часто престиж человека зависит от количества жестов, которыми он пользуется.
Мимика - это особая развитая система передачи информации об отношении к предмету разговора или совместной деятельности, к партнеру. Она выражает состояние здоровья человека, его настроение и степень погруженности в себя.
Существуют основные схемы главных эмоциональных состояний: это сочетание мимики рта, бровей, выражения глаз. Например: при сильном негативном настроения (гнев, раздражение, ненависть) уголки рта сильно опущены, а губы сжаты и дрожат, бровь при этом сильно сдвигаются на переносицу, а в глазах - напряженность. При общении с другими людьми меланхолики и флегматики ориентируются на расположение губ собеседника, а сангвиники и холерики - на выражение глаз, на движения бровей. Невербальное общение очень важно в нашей жизни.
6. Упражнение «Знаки Зодиака»
Цель: Способствовать снятию эмоционального перенапряжения с помощью невербального общения.
Ход упражнения: Участники становятся в круг, ведущий предлагает им выстроиться в линию в соответствии с датой рождения каждого (например, чтобы слева стояли рожденные в январе, в феврале и т. д.) но сообщать другим свой месяц рождения только молча, используя жесты и мимику. Когда участники выстраиваются, психолог попросит их по очереди вслух назвать месяц своего рождения. Он способствует тому, чтобы возможные ошибки и недоразумения создали веселую атмосферу. Воспринимались с юмором, без обид.
7. Упражнение «Разговор через стекло»
Цель: Развитие навыков невербального самовыражения и общения.
Ход упражнения: Двое участников только с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тему сообщают каждом из них, и он должен передать это своему товарищу, стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Уметь сказать «нет», когда это нужно.
Рефлексия:
Что вы чувствовали при общении через стекло?
Легко понять партнера?
8. Упражнение «Составить рюкзак»
Цель: Развивать невербальную выразительность и умение понимать невербальные сигналы других людей.
Ход упражнения: Участники сидят в кругу.
Психолог: представим, что решили отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам надо собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужно. Сделать это надо без слов. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться. После того, как каждый из участников «положил» что-то в рюкзак, ведущей обращается к группе с вопроса: «Что положил в наш рюкзак ….?» Называя имя члена группы.
Обсуждение:
В чем были трудности?
Как вы думаете почему?
9. Упражнение «Двоечник»
Цель: Отрабатывать навыки распознавания эмоционального состояния человека по походке.
Ход упражнения: Ведущей предлагает одному из участников (так, чтобы не знала группа) почувствовать себя двоечником, неподготовленным к занятиям, другому - отличником, которой любит отвечать у доски. Сам ведущей берет на себя роль учителя, вызывая участников по очереди. Другие имеют угадать по звукам шагов, кто «двоечник», а кто «отличник».
10. Упражнение «Подарки»
Цель: Расслабление, приятные эмоции.
Психолог. пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева невербально (мимикой, жестами, чтобы сосед понял, что вы ему дарите. Пока все не получают подарков, их озвучивать нельзя.
Обсуждение:
Или все поняли, что именно вам подарили?
Довольны ли вы подарком?
Притча «О Мастере»
Как-то в вечере собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, флейта и контрабас. И возникла между ними спор: кто лучше всех играет.
Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но исходила не музыка, а ужасная какофония. Чем больше старался каждый из них, то ни понятной и уродливой становилась мелодия.
Но появился человек и взмахом руки остановила эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия - это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится».
Человек снова взмахнула рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышать грусть скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубу, нежность свирели, величество контрабаса.
Инструменты играли, зачарованно следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала сочетая исполнителей и слушателей в одно целое.
Как важно, чтобы оркестром кто-то дирижировал! Достижение гармонии возможно лишь тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве.
Релаксация
Упражнение на дыхание
Ха - дыхание сброс негативной энергии «Глубокий вдох и резкий выдох с одновременным рубящего движением рук». Сделать полный вдох (сначала воздухом заполняется живот - нижнее дыхание, а затем грудная клетка - верхнее дыхание). Во время вдоха медленно поднимайте руки над головой. Задержите дыхание и в этот момент представьте, что в ваших руках посуду со всеми вашими неприятностями, с вашими тревогами и волнениями. Вы стоите на высокой горе. Наклониться вперед и Канье представляет мой посуду вниз, делая резкий выдох через рот так, чтобы получился звук «Ха» без голоса. Одновременно в помыслах посуду катится с горы, разбивается и ее содержание исчезает. С медленным вдохом поднимайте руки над головой, розпрямлюйтесяи с медленным выдохом через нос опускайте руки вниз. Упражнение повторить 2 раза.
Заключительная часть
Подведение итогов
Для чего проводили именно такие упражнения?
С какой целью?
С каким настроением?
Или актуальны для воспитателя рассмотрены задачи семинара-практикума?
Психолог. В завершение хочу отметить, что каждый, кто умеет сплачивать вокруг себя людей с разными характерами, интересами и может привести к успеху, является настоящим мастером.
Анкета для педагогов. (Приложение)
Пожалуйста, заполните эту анкету.
Ваши ответы помогут лучше подготовить следующие семинары-практикумы.
Искренне вам благодарна!
1. Как вы оцениваете семинар-практикум в целом?
(Обведите кружком одну из цифр)
1 2 3 4 5
2. Занятия семинара-практикума были:
а) наиболее удачными ___
б) наименее удачными ___
3. Какой процент информации представлен в семинаре будет полезен для вас?
100 80 60 40 20
4. На какие вопросы вы не получили ответа?
___
5. Оцените работу психолога по пятибалльной шкале («5» - отлично)
1 2 3 4 5