Ирина Бердюгина
Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Со звуками играем — речь развиваем»
Цель семинара : повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.
Распространение опыта работы педагогов.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2020
2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.
3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.
Ход семинара.
1. Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Со звуками играем – речь развиваем».
2.
Наша годовая задача – активизировать работу по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Сегодняшняя встреча позволит систематизировать знания педагогов по данному вопросу и даст возможность выбрать наиболее эффективные варианты работы педагогов с детьми
3.
Для удобства работы предлагаем всем участникам семинара разделиться на команды с помощью карточек-символов звуков ш, с, р
Определяем три команды: «Змейки», «Наносы», «Тигры»
4.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя несколько аспектов. Вспомним задачи на каждой возрастной группе. У вас на столах листы с перечнем всех задач, направленных на формирование звуковой культуры речи. Обведите в кружок, те задачи, которые соответствуют вашей возрастной группе.
Задание командам:
Из предложенных терминов на листочке выбрать только те, которые можно отнести к задачам звуковой культуры речи, соответствующие данному возрасту. (на слайд)
5.
Для решения этих задач необходимо создавать определенные условия. Как вы считаете, какие? (на слайд)
• Развивающая предметно-пространственная среде
• Взаимодействие специалистов и педагогов.
• Информационно - просветительская работа с родителями
• Взаимодействие педагога с ребенком
6.
Сегодня мы остановимся на некоторых составляющих звуковой культуры речи : (на слайд)
- формировании произносительной стороны речи,
- интонационной выразительности речи
7.
Немаловажной задачей в работе по формированию звуковой культуры речи является работа над правильным произношением звуков родного языка.
Как вы заметили, у каждого звука своя артикуляция, т. е своё определённое положение губ, языка. Для того, чтобы ребёнок правильно произносил звуки, необходим подвижный артикуляционный аппарат. Разработку подвижности органов артикуляции целесообразно проводить в игровой форме, в виде сказки, например, о весёлом язычке.
Задание для педагогов :
Из предложенных карточек-картинок для выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений (могут быть любые) выбрать те, которые необходимы для выработки правильного произношения вашего звука (по названию команды)
Примеры упражнений.
Для звука с : "Лопаточка", "Почистим нижние зубки",, "Горка", «Поем звук И».
Для звука ш : "Чашечка", "Вкусное варенье",
Для звука р :, "Индюк", "Барабанщик"
Наши рекомендации к этому виду работы:
- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;
- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);
- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.
8.
Следующее направление в работе по звуковой культуре - формирование речевого дыхания.
Речевое дыхание способствует правильному звукопроизношению, четкости, плавности, громкости и выразительности речи.
В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется: длительный, направленный и сильный выдох.
Практическое выполнение дыхательных упражнений:
- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребенок не должен надувать щеки;
- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.
Задание для педагогов :
Выберите из предложенных материалов игру и покажите ее с коллегам.
Для звука С : "Загнать мяч в ворота"
Для звука Ш : "Фокус"
Для звука Р : "Кто дальше загонит мяч?"
Рекомендации к данному направлению работы:
- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты
- д. б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)
9.
Для автоматизации звука в речи педагог использует в работе с детьми различные игры и игровые упражнения
Задание для педагогов :
Игра «Придумай чистоговорку». Педагоги придумывают чистоговорки. (по одной)
Из предложенного слова придумать чистоговорку для автоматизации вашего звука.
Варианты речевого материала:
1. Оса.
2. Малыши.
3. Гора.
10.
Следующее, о чем мы поговорим – это речевой слух.
Составляющими речевого слуха являются: слуховое внимание, фонематический слух
Слуховое внимание — это умение определять на слух то или иное звучание (это могут быть как не речевые звуки, так и речевые)
Фонематический слух – это различение и узнавание фонем.
Развитый фонематический слух является важной предпосылкой успешного усвоения детьми грамоты.
Предлагаем немного поиграть.
1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.
И. П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).
2. Звуко - буквенный анализ слов. (сосиска, шляпа, ручей) (слайд)
11.
Неотъемлемой частью работы по воспитанию ЗКР является развитие интонационной выразительности речи.
Поэтому необходимо организовывать работу с детьми по развитию темпа, ритма, интонации речи.
Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Задания для педагогов :
1) Расставить правильное ударение в словах:
ТУФЛЯ, ТОРТЫ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, ЗВОНЯТ, СВЕКЛА, ДОГОВОР, НАЧАТЬ, НАЧАЛ, ЩАВЕЛЬ, ОБЛЕГЧИТЬ, БАЛОВАННЫЙ, ИЗБАЛОВАН.
2) Произнесите предложение с разной интонацией (вопросительно, восклицательно, повествовательно) :
Предложения:
Для звука Р : Пришла зима с морозами.
Для звука Ш : Саша шапкой шишки сшиб.
Для звука С : Саня и Соня выходят из самолета.
12. Подведение итогов:
В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т. е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. Сядьте удобно, закройте глаза.
(проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Проведите ладонями по голове, телу и впитайте в себя всю полезную информацию… А сейчас давайте хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы