Получи документы

Семинар-практикум «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»

Баева Алена
Семинар-практикум «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»

Цель: Расширение знаний педагогов о развитии творческого самовыражения детей в процессе эстетического восприятия художественного мира.

Задачи:

• Проанализировать представления педагогов и родителей о развитии творческого самовыражения детей;

Публикация «Семинар-практикум „Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира“» размещена в разделах

• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки эстетического восприятия художественного мира;

• Познакомить с вариантами создания условий для поддержки развития творческого самовыражения детей, с методическим обеспечением, формами, принципами работы по данной теме;

• Представить опыт педагогической деятельности.

Структура семинара-практикума :

1. Ритуал приветствия «Подари другу хорошее настроение»

2. Выступление «Сущность понятия «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»»

2. Выступление «Методологическая основа изучения проблемы развития творческого самовыражения детей, в процессе эстетического восприятия художественного мира»

3.«Способы поддержки развития творческого самовыражения дошкольников»

4. Практическая часть

-Упражнение «Воображение»

-Упражнение «Реклама»

- Упражнение «Расскажи историю»

- Упражнение «Рисунок на спине»

- Упражнение «Умелые ручки»

5. Заключительный этап «Сердце коллектива»

Комментарий ведущего: Здравствуйте уважаемые коллеги, рады приветствовать вас на нашем сегодняшнем семинаре-практикуме который посвящен проблеме «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира». Мне хотелось бы начать с цитаты К. Паустовского. «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Начнем мы с небольшого приветствия.

1. Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.

«Подари другу хорошее настроение»

Ведущий: Я предлагаю вам выбрать для себя цветной кружок. (Педагоги разбирают кружки из картона). Ведущий: Если у кого-то не очень хорошее настроение, то мы сейчас его быстро исправим. Давайте нарисуем на наших кружках радостное выражение лица. (Рисуют радость фломастерами).

Ведущий: Вот теперь мы все в хорошем настроении. Давайте же поделимся им – подарим свой кружок-смайлик соседу поделимся с ним своей радостью. (Педагоги дарят друг другу смайлки).

- Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

2. Сущность понятия «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель развития творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира— формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Задачи для развития творческого самовыражения

Приобретение теоретических знаний:

o Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.

o Развитие интереса к мировой художественной культуре.

o Формирование потребности в красоте.

o Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.

Формирование практических умений:

o Развитие творческих способностей.

o Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.

o Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте – это сложный и многоаспектный процесс, способствующий тому, чтобы ребенок точнее отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и, благодаря этому, мог успешнее адаптироваться в ней.

Дошкольный возраст выступает периодом активного становления первоначального восприятия. В этот период специфическое эстетическое отношение к действительности еще не слито с жизненным опытом, а ребёнок находится на стадии собственно эстетического восприятия. При непосредственном знакомстве ребёнка с произведениями искусства художественное восприятие выступает как сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее заложенной автором.

Формируя понятийное поле исследуемого понятия «восприятие», отметим, что многочисленные психолого-педагогические источники трактуют его с разных позиций:

эстетическое восприятие выражается в творческом характере, выражающемся в субъективно-пристрастном и активно-преобразующемся отношении ребёнка к художественному произведению (Т. Алиева);

эстетическое восприятие – это познание эстетического предмета : полное и содержательное его освоение (А. И. Буров);

– своеобразие художественного восприятия состоит в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значении эмоций (Ю. С. Шапошников);

3. «Методологическая основа изучения проблемы развития творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»

Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей : Я. Коменский, А. Макаренко, Д. Ушинский и другие.

Изначально вставал вопрос, чем предопределяются способности — наследственностью или воспитанием?

Одним из распространённых является утверждение о врождённости способностей. Другое утверждение говорит, что способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде. Они не являются врождёнными свойствами человека и не передаются по наследству. Отдельные психологи утверждали о «всесильности воспитания». В каждом человеке с помощью воспитания можно развить любые способности, развить любой талант, игнорируя значение индивидуальных особенностей психического склада личности, природных данных человека, врождённых анатома и психофизиологических особенностей организма.

Однако вставал и другой вопрос, почему при правильном обучении и воспитании способности оказываются различными у разных людей? Ученые (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, О. М. Дьяченко, А. И. Савенков и др.) установили, что способности — прижизненные образования, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками: с одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений, навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей. Способности позволяют быстрее и легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями.

Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность.

Творческое развитие дошкольника невозможно без участия в ней мотивационной сферы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для дошкольника мотивы, способствующие творческому развитию личности. Для того чтобы дошкольник по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми, чтобы они приняли значимость и отклик, и опорную точку в его переживании.

Творческие способности тесно связаны с понятием «творчество». Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное, имеющее социальное значение. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку

4.«Способы поддержки развития творческого самовыражения дошкольников»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя развивать творческое самоыражение. Заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых творческое самовыражение, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его самовыражения

Нередко мы замечаем, что, взрослея, наши сообразительные дети становится более заурядным. Конечно, они становятся все умнее, получают все больше знаний, но теряют живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, наша задача - «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

Для развития творческого самовыражения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческого самовыражения дошкольников :

• Применение на всех занятиях с детьми заданий творческого характера.

• Привлечение родителей к проблеме развития творческого самовыражения детей.

• Создание обстановки, определяющей развитие ребенка (т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем).

• Использование специальных игр, развивающих творческое самовыражение детей.

• Использование технологий развития творческого мышления; соответствующих методов обучения (технология «ТРИЗ»)

• Применение на специальных занятиях по рисованию, лепке, музыке заданий творческого характера.

• Поощрение высказываний оригинальных идей.

• Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

• Обогащение развивающей среды разнообразными предметами с целью развития любознательности детей.

• Сам педагог - творческая личность.

5. Практическая часть

Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть и оказаться в стране «Творческого самовыражения». Для этого необходимо разделиться на две команды с помощью жеребьевки. Уважаемые воспитатели на столе лежат перевернутые разрезанные новогодние картинки, каждый участник берет понравившуюся фигурку. Затем участники должны собрать картинку. Чьи кусочки составили картину, соответственно эти участники и являются командой. Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме игры.

Оценивать команды будет жюри (заведующий ДОУ, педагог-психолог, музыкант).

Критерии оценивания:

0 баллов – не справились с заданием,

1 балл – не полный ответ,

2 балла – полный ответ.

Если одна команда не знает ответ, то другая может дать ответ и заработать баллы.

Итак, мы начинаем. Желаю командам удачи и успехов в предстоящем состязании.

Упражнение «Воображение»

Развитие творческого самовыражения играет большую роль в эстетическом восприятии художественного мира ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения.

Упражнение «Реклама»

Цель: тренировка качества творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).

Ход упражнения: командам дается бросовый и никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета.

1 команда: Пустая консервная банка

2 команда: Пустая картонная коробка

Упражнение «Расскажите историю»

Ведущий пишет на доске:

Название любого предмета, который можно увидеть в магазине. Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме. Любой вид спорта. Любую еду. Имя любой знаменитости. Любое преступление. Любую профессию.

Ведущий объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…» Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на доске.

Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Упражнение «Умелые ручки».

Командам предстоит изготовить открытку – пожелание к Новому году, используя нетрадиционные техники рисования (по содержанию и технике выполнения открытка должна быть доступна для детей старшего дошкольного возраста). На работу выделяется 10 мин. (Жюри оценивает соответствие заданию, аккуратность, оригинальность, художественное решение).

Заключительный этап:

Упражнение № 7 "Сердце коллектива" (5 минут)

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес участников. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Использование бросового материала в создании возможностей для творческого самовыражения детей в изодеятельностиИспользование бросового материала в создании возможностей для творческого самовыражения детей в изодеятельности Всем здравствуйте! Хочу напомнить вам, уважаемые старожилы сайта, а новичкам подсказать, как можно использовать старые использованные фломастеры.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»
Опубликовано: 17 января 2022 в 08:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия художественного мира»» (включая файлы) размещена пользователем Баева Алена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД