Наталья Мартыненко
Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтоб радость завтрашнего дня,
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля!
И небо чистым быть!
Цели:
1. Расширить знания педагогов об охране окружающей среды;
2. Повысить компетенцию педагогов в сфере экологического воспитания детей;
3. Усовершенствовать профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности в работе с родителями и малышами.
Публикация «Семинар-практикум „Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
1. Выявить уровень подготовленности педагогов по вопросам охраны природы;
2. Развивать познавательный интерес и навыки коммуникации у педагогов;
3. Воспитывать любовь к окружающей природе;
4. Способствовать большему сплочению коллектива через игры-тренинги;
5. Показать примеры для практической работы с родителями и детьми.
План семинара-практикума :
1. Теоретическая часть: Экологический тренинг для педагогов.
2. Практическая часть тренинга:
1. «Визитная карточка» команд
2. Разминка
3. Блиц - конкурс
4. Решение профессиональных ситуаций
5. Творческое задание
6. Кроссворд «Природа»
7. Музыкальный конкурс
2. Заключение.
Ход семинара:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре-практикуме.
Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию. Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе. Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений, формирование человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают знания, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.
В детском саду экологическое воспитание способствует:
- формированию начальных представлений о природоведении;
- формированию уважительного отношения и интереса к природе.
До тех пор, пока воспитатель не будет сам экологически грамотен, не в его силах будет сформировать сознательную личность. А подспорьем в этой области станут образованные родители, именно поэтому работа проводится в нескольких направлениях: педагоги, родители и, конечно же, малыши.
Экологическое воспитание в детском саду существует в виде различных форм:
- игры;
- занятия и беседы;
- проведение праздников природной тематики;
- проведение родительских собраний посвященных определенной теме;
- прогулки с наблюдением за окружающим миром;
- выставки совместного творчества детей и родителей;
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию в первой младшей группе - это прогулки на свежем воздухе, во время которых педагог или родитель акцентирует какие-либо особенности живой природы, видимые глазам детей.
В детском саду готовят музыкальные утренники «Праздник Осени», «Праздник Весны», «Праздник Лета», «Праздник Зимы».
Дети могут приобретать и практический опыт в общении с природой, помогая, например родителям поливать комнатные цветы или огородные растения. Пусть и из крохотной леечки, но уже с осознанием важности происходящего. Во время работы можно провести небольшую беседу о том, почему нужно ухаживать за растениями.
Формы работы с педагогами: Игры, практикумы и семинары - направленные на приобретение экологических навыков, повышение квалификации. Соревнования по разработке и проведению лучшего экологического дидактического занятия или родительского собрания.
Формы взаимодействия с родителями: Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов, конкурс на самую лучшую кормушку, привлечение родителей к рисованию стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов родителям «Берегите природу».
Практическая часть.
1. Визитная карточка.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам начать практическую часть нашего семинара. В течение 2 минут придумайте название команды и визитную карточку.
Природа - важнейшее средство развития ребенка, ведь малыш общается с ней круглый год, совершая открытия в круговороте сезонов. Зимой кружится белый пушистый снежок, весной - набухают почки на деревьях, распускаются цветы, поют птички. Лето - это море, речки, поля, обилие фруктов и овощей, и, наконец, золотая осенняя пора- сенокос, прохладный дождик.
Перед воспитателем стоят определенные задачи, тесно взаимосвязанные между собой:
1. формирование у малышей системы начальных знаний о природе;
2. формирование у детей трудовых навыков и умений;
3. формирование у ребят любви и уважения к природе с самого юного возраста;
2. Разминка.
Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы.
А) Что же такое экология? (наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)
Б) Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого юного возраста? (потому что именно у дошкольников закладываются жизненные ценности и основы правильного отношения к миру)
В) Какова роль педагогов и родителей в прививании основ экологического воспитания?
Г) Приведите примеры взаимодействия родителей и ребенка в процессе экологического воспитания?
Д) Назовите составляющие предметно - развивающей среды, используемые для экологического воспитания малышей в детском саду. (уголок природы, учебные панно, паспорта растений, методическая и художественная литература, сад на территории учреждения).
Е) Перечислите устные методы экологического воспитания детей (рассказы, беседы, чтение художественных произведений о живой природе)
Ж) Перечислите практические методы экологического воспитания малышей (игры, конструирование поделок)
З) Перечислите формы организационной работы с дошкольниками (занятия, прогулки, экологические утренники, посильный труд в саду)
И) Какие условия, необходимо создать в детском саду для организации правильного экологического воспитания детей? (Уголок природы группе, участок для каждой группы на улице)
К) Что необходимо разместить в уголке живой природы? (Растения, животных, рыбки, природный календарь, рисунки и поделки малышей, оборудование по уходу за животными и растениями)
3. Блиц-конкурс :
Еще в древности люди научились взаимодействуя с природой, предсказывать погоду. Народные приметы в прогнозировании погоды позволяют обеспечить связь поколений и воспитать уважение к традициям
- Паук плетет большую паутину – (к сухой погоде).
– Греется уж на дороге – (будет дождь).
– Птицы низко летают – (скоро дождь).
- Черемуха в цвету– (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру будет дождь).
- Перед дождем цветы – (пахнут сильнее).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи купаются в пыли– (к дождю).
- Звезда рядом с луной– (к потеплению).
Звезды сильно блестят- (к морозу).
Сверчок стрекочет- (к хорошей погоде)
Может быть кто-нибудь из вас помнит и другие приметы?
4. Решение педагогических ситуаций
Каждой команде предоставляется возможность решить педагогическую ситуацию (раздать каждой команде по 1 ситуации) на обдумывание дается 5-7 минут.
Примеры педагогических ситуаций:
А) Вашему взору предстает картина: на лавочке разговаривают две мамы, в это же время их детки топчут саженцы цветов неподалеку. Как вы думаете, почему это происходит? Как вы поведете себя в этой ситуации, пройдете мимо или остановитесь?
Б) Во время дневной прогулки, девочка играла в песочнице и не услышала, когда воспитатель позвала детей. Педагог построила малышей и повела их в группу. Девочка увидела, что все уходят и побежала догонять, споткнулась о ведерко и упала. Назовите ошибки воспитателя и его дальнейшие действия.
5. Творческое задание.
Без сомнения, профессия воспитателя подразумевает под собой неограниченную фантазию и море выдумок. Вашему вниманию представляется творческое задание. Каждая команда получает пословицу и рисует ее так, чтобы соперники смогли понять, какая именно пословица изображена на рисунке.
1) Весна красна цветами, а осень - снопами.
2) Что летом родится- зимой сгодится.
3) Яблоко от яблони недалеко падает.
4) Береги нос в сильный мороз.
5) Мороз не велик, да стоять не велит.
6. Музыкальный конкурс.
Каждая команда исполняет отрывок из песни о природе.
Заключение:
На этом разрешите закончить наш семинар-практикум, надеюсь, что каждый из вас освежил в памяти старые и почерпнул для себя новые знания. В заключение хочется предложить просмотр выставки методической и художественной литературы по экологии. Желаю успехов в нелегкой, но такой увлекательной и интересной работе педагога-воспитателя! Спасибо за внимание.