Чайникова Лариса
Семинар-практикум «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»
Семинар-практикум для воспитателей на тему
«Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам
целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас
духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Д. Д. Шостакович
Время и место проведения: музыкальный зал
Публикация «Семинар-практикум „Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Музыкальный руководитель : Чайникова Лариса Михайловна
Цель: Раскрыть понятие, что является музыкальным творчеством детей, в каких видах музыкальной деятельности дошкольников его можно развивать, какие методы и приемы развития творческой активности в процессе музыкального восприятия можно использовать в педагогической деятельности в соответствии с общеразвивающей программой детского сада.
Оборудование: Музыкальный центр, учебное аудиопособие на дисках «Ладушки», дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты, карточки с графическим изображением «Музыкальных узоров», листы А4, маркеры, кисти, краски, карандаши, альбом для рисования, костюм Пуделя и Птички, метелка Бабы-яги; цветные платочки на танец, «Волшебный платок», доска маркерная.
Слайд1
Уважаемые педагоги, начинаем наш семинар-практикум на тему «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки». Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Об этом говорят многие педагоги, музыковеды, психологи. Я предлагаю вам разделиться по два человека, выбрать высказывание и доказать, что это высказывание значимо и важно по нашей теме семинара.
---
1) Василий Александрович Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
2) Василий Александрович Сухомлинский: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
3) Василий Александрович Сухомлинский: «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…»
4) Василий Александрович Сухомлинский: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута ни какими другими средствами».
5) Дмитрий Дмитриевич Шостакович: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
6) Павел Петрович Блонский: «Каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических, ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец»
7) Наталья Алексеевна Ветлугина: «Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир.»
8) Наталья Алексеевна Ветлугина: «Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.»
9) Дмитрий Борисович Кабалевский: «Не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае – не только слушать и слышать) музыку, но и размышлять о ней».
10) Исследуя музыкальное творчество, Борис Владимирович Асафьев писал: «Воспитывать музыкально-творческие способности следует. потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвлённее, чем кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т. е. на музыкальный материал».
---
Благодарим всех за активную работу в начале нашего семинара. Вашему вниманию еще одно высказывание музыковеда, композитора, музыкального деятеля Михаила Семеновича Казиника.
Слайд-видео 2 Михаил Семенович Казиник
Цель нашего семинара – изучить новые приемы раскрытия творческих способностей детей через восприятие, которые мы можем использовать в нашей педагогической деятельности.
Слайд 3
Музыкальное восприятие (восприятие музыки) - это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения.
Слайд 4
Слушание музыки - один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности.
Мы уже знакомы с понятиями - музыкальное восприятие и слушание музыки, которые играют важную роль в развитии музыкальных способностей, а сегодня поговорим о детском творчестве.
Вопрос 1. Как вы думаете, что такое детское творчество? (Выслушиваются варианты ответов, которые записываются на доске)
Слайд 5
Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Детское творчество предполагает создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка. Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Слайд 6
Развитие творческих способностей проходит определё нные этапы:
1. Накопление музыкальных впечатлений.
2. Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.
3. Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций, являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления (литературного, музыкального, пластического, изобразительного).
4. Собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).
В своей педагогической деятельности для поэтапного развития творческих способностей я успешно использую методы и приемы, разработанные авторами программы «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
Таким образом, наша совместная цель с педагогами заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальное восприятие.
Переходим к практической части нашего семинара. Мы будем выполнять практические задания в процессе прослушивания музыкальных произведений известных композиторов, связанных одной тематикой - природа. В работе с детьми мы прослушиваем эти произведения несколько раз. У нас с вами время ограничено – поэтому все задания выполняются с первого прослушивания. Делимся на двегруппы.
Сейчас мы с вами попробуем передать характер музыки с помощью кистей рук. Этот прием называется пластическое дирижирование. Его можно использовать в психологических тренингах, как пальчиковую гимнастику, для развития чувства ритма. С участниками первой группы мы дирижируем, а со второй группой выкладываем схему строения произведения, т. е. графическое изображение музыки, можно нарисовать свою схему на листке А4. Игра называется «Музыкальные узоры». Её можно использовать как настольную игру, отлично развивает воображение и мышление.
Слайд 7
1 Задание: Передать характер музыки с помощью кистей рук и выложить схему- графическое изображение (линии, волны, штрихи, стрелочки, зигзаги, точки, восклицательный знак, галочки… - музыкальный узор) музыкального произведения Эдварда Грига «Утро»
В ходе работы над восприятием музыки, мы учим детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Так, например, приём пластического перевоплощения -перевоплощаясь в осенние листья, снежинки, цветы, ветер и т. д. индивидуальными ритмическими движениями можно показать (каждый по-своему, о чем рассказывает музыка. Этот прием можно использовать в различных играх, психологических тренингах, при чтении художественной литературы, при выполнении физических упражнений.
Сейчас мы с вами попробуем на практике, как можно с помощью музыкально-ритмических движений передать образы природы. Задача в этом приеме – передать характер музыки в пластике.
Слайд 8
2 Задание: Передать с помощью музыкально-ритмических движений характер музыкального произведения : Эдвард Григ «Ручеек», Камиль Сен-Санс «Аквариум».
Интеграция различных видов музыкальной деятельности дает возможность ярче проявить себя в творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в успех. Слушая музыку на занятиях и развивая в ребенке музыкальность, педагог предоставляет ему свободу выражения, интеллектуальную и эмоциональную раскованность. Самое главное для педагога - это результат его работы. Как приятно видеть, когда, слушая музыкальное произведение, дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах.
Сейчас мы с вами попробуем оркестровать произведение Георгия Свиридова «Тройка». Первая группа выбирает музыкальные инструменты на карточках, вторая группа выбирает музыкальные инструменты, которые лежат на столике.
3 Задание: Оркестровать с помощью музыкальных инструментов музыкальное произведение Георгия Свиридова «Тройка» (Антонио Вивальди «Времена года «Зима», Роберт Шуман «Дед Мороз).
Слайд –видео 9 «Тройка» Г. Свиридов
Лучше понять и почувствовать музыку помогают занятия в игровой форме. После прослушивания классической музыки, осознанного ее восприятия и анализа произведения детям даётся возможность передать свои впечатления от увиденного и услышанного в исполнительской и творческой деятельности : пении, рисовании, моделировании, музыкально-ритмических движениях. Послушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского «Подснежник» и попробуем передать её образ на бумаге. Здесь мы используем прием интеграции различных видов искусств - синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии. Его можно применить на занятии по изобразительной деятельности, при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, при изготовлении детьми подарков мамам и папам.
4 Задание: Нарисовать прослушанный образ произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» с помощью красок, карандашей, пастели.
Слайд- видео 10 «Подснежник», муз. П. И. Чайковского
Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим "рычагом", созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении, в раскрытии творческих способностей.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Используем этот прием – перевоплощение в театральный образ - в театральных постановках, при чтении художественной литературы, в сюжетно-ролевых играх. Взрослым также очень полезно перевоплощаться в персонажей и героев для снятия зажимов и комплексов. Так что, приступаем к театральной деятельности.
Слайд 11.
5 Задание: Под музыку «Пудель и птичка» французского композитора Франсиса Лемарка нужно передать образ птички и собачки. Поможет нам в этом маскировка и костюм. (Петр Ильич Чайковский «Баба-Яга»)
Слайд 12
Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Предлагаю вам в следующем задании использовать этот вид творчества.
Слайд 13
6 задание: Под русскую народную музыку «На горе-то калина», первая группа пляшет с платочками, придумывая свои движения, вторая группа создает оркестр народных инструментов для данной мелодии и играет на этих инструментах.
Слайд 14
А сейчас можно немного отдохнуть, мы поиграем в игру на восприятие, которая называется «Волшебный платок». Эту игру я использую для детей младшей и средней группы. Здесь используется прием – перевоплощение в театральный образ. Платок будет чудесным образом закрываться, а потом открываться. Ваша задача – выходить из-под платка в том образе, который вы услышите, и передать в движении характер музыки.
7 задание: Музыкальная игра «Волшебный платок». Передавать в движении образ зайчика, медведя, птички, петуха. Передать в движении характер музыки. Придумать свои плясовые движения.
Уважаемые педагоги, это было последнее практическое задание. Предлагаю вам объединиться по своим возрастным группам.
Вопрос 2: Давайте вместе подумаем, где и в каких режимных моментах мы можем применить и использовать показанные приёмы развития творческой активности детей? Перед вами на листочках все вышеизложенные приемы, каждая пара выбирает один прием. (выслушиваются ответы педагогов)
Вывод: Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, это процесс довольно длительный и сложный. Творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Наша задача - практиковать в своей педагогической деятельности приёмы развития творческой активности детей, показанные сегодня на семинаре.
Слайд 15
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть красоту окружающего нас мира.
Всем участникам огромную благодарность! В заключение мы послушаем песню «Музыка звучит», в ней выражена тема нашего семинара. Во время звучания песни каждый участник может взять звездочку и подарить её самому творческому педагогу, который по вашему мнению больше проявил инициативы, фантазии, оригинальности, эмоциональности, импровизации сегодня на семинаре.
Слайд 16
Песня «Музыка звучит»
Музыкальные произведения :
1. Эдвард Григ «Утро» (П. И. Чайковский «Вальс цветов»)
2. Эдвард Григ «Ручеек», Камиль Сен-Санс «Аквариум»
3. Георгий Свиридов «Тройка» + видео (Антонио Вивальди «Времена года «Зима», Роберт Шуман «Дед Мороз)
4. Петр Ильич Чайковский «Подснежник» + видео (Николай Римский-Корсаков «Океан-море синее»)
5. «Пудель и птичка» Франсис Лемарк (Петр Ильич Чайковский «Баба-Яга»)
6. Русская народная музыка «Ах, ты береза» («На горе-то калина», «Калинка-малинка моя»)
7. Музыкальная игра «Волшебный платок»
Список используемой литературы
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. Интонация / Б. В. Асафьев. М. ;
Л. ; 1947 г., с. 8;
Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина. М., 1978
г., С. 72-73; .
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. :
Просвещение, 1989 г., 140с. ;
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М. : Просвещение, 1968, с. 99;
Ендовицкая С. В., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Развитие ощущений и восприятий //
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под
ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1988 г., С. 13-17; .
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день: конспекты муз. занятий с аудиоприложением», 2008г.
Кечхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы
музыкознания. Т 3. М., 1990 г., с. 354;
Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с. 138; .
Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Деятельность. Сознание. Личность. М. ,
1991 г., с. 187; .
Метлов Н. А. Музыка детям / Н. А. Метлов, М., 1985 г., с 112;
Никашина Г. А. Малыш и музыка. Мн. 2004 г., с. 23; .
Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М. ,
1993 г., с. 175-182;. .
Радынова О. П. Слушаем музыку / О. П. Радынова. М., 1990 г., с. 153; .
Ремизовская Е. Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания
детей раннего и дошкольного возраста. / Е. Р. Ремизовская Мн., 1996 г., с. ;
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей М., 1991г., с. 123-124;
Тютюнникова Т. Музыка и движение/ Т. Тютюнникова// Дошкольное воспитание.
1999 г., №4, с. 107-111;
Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович //
Пралеска 2000 г., №3, с. 15-21;
Холопова В. Музыка как вид искусства. 2000 г., с. 319;
Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В. Н.
Шацкая М., 1975г., 87с___