Елена Астраханцева
Семинар-практикум «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
Публикация «Семинар-практикум „Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Семинар, практикум
- Темочки
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару :
1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).
Ход семинара - практикума :
Начать нашу встречу предлагаю таким приветствием друг друга, я буду говорить действие по конкретной профессии – а ваша задача передать это действие в движении (воспитатели показывают движение по той или иной профессии, потом ведущий озвучивает профессию) :
«Мир профессий»
Трактор водит – тракторист, (крутят воображаемый руль)
Электричку – машинист, (руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – маляр, (имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – столяр, (трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел – монтер, («фонарики»)
В шахте трудится – шахтер, (топают ногами)
В жаркой кузнеце – кузнец, (перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (хлопки).
А какие мы с вами молодцы и есть ли нам чему поучиться, узнаем на нашей встрече
2
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш сегодняшний семинар-практикум посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем».
Дорогие коллеги у каждого лежат стикеры разных цветов, вам необходимо на жёлтых написать «Что я знаю о профориентации дошкольников», а на синих «Что я хочу узнать» приступайте. Как вы видите, у нас появились вопросы, которые мы с вами должны раскрыть (найти ответы). В конце семинара мы с вами посмотрим, что у нас получилось! И поэтому мы переходим к следующему слайду.
2 Слайд.
Что такое профессиональная ориентация дошкольников?
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.
3 слайд.
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие дошкольники, какую профессию они выберут, и где будут трудиться. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом, профориентационная работа с детьми дошкольного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем.
Ранняя профориентация призвана :
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- формировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- представить возможность использовать свои силы в других видах деятельности.
3
4 слайд.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
1. приближение детей к труду взрослых;
2. приближение труда взрослых к детям;
3. совместная деятельность детей и взрослых.
1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы, во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т. п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.
Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.
5 слайд.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на раннюю профориентацию дошкольников :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6 слайд. Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учё том следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
7 слайд
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу познакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию.
В работе по реализации данного направления, задача педагога - найти те эффективные средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату.
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
Наглядные (живые образы, к которым относятся:
экскурсии
наблюдения
дидактические пособия
рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
просмотр видеозаписей
• Словесные, которые включают:
художественное слово
рассказ воспитателя
беседы
малые фольклорные формы
проблемные ситуации
высказывания и сообщения
• Практические– это:
трудовые поручения
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
игровые обучающие ситуаци
• Игровые, к которым относятся:
дидактические игры
игровые упражнения
игры с правилами
словесные игры
игры-воображения
игры-шутки
сюжетно-ролевые игры
сюрпризные моменты
8 слайд. При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:
• организованная непосредственно образовательная деятельность;
• совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
• наблюдения за трудом взрослых;
• коммуникативная деятельность;
• чтение художественной литературы;
• художественно-творческая деятельность;
• игровая деятельность;
• моделирование;
• целевые прогулки и экскурсии;
• культурно-досуговая деятельность;
• экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
• встречи с интересными людьми;
• живой пример окружающих взрослых.
9 слайд. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельностиПроектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
10 слайд. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Основные направления развития РППС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям :
- игровые центры;
- дидактические игры;
- настольно – печатные игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- демонстрационный материал
В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру социально-коммуникативного развития. В центре может быть представлена:
подборка художественной литературы связанных с темой «Профессии»
картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
подборка иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
подборка дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
подборка мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
альбом с фотографиями «Профессии наших родителей»;
материалы для сюжетно-ролевых игр.
Сейчас я представлю вам с алгоритмом ознакомления ребенка с профессиями.
11Слайд. Алгоритм ознакомления ребенка с профессиями.
1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры –это больница или поликлиника,а для повара –кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с внешним видом костюма, рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет полицейский, аво что пожарный, машинист поезда и пр.
4. Ответить на вопрос ребёнка об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Полицейскому нужен жезл, портнихе –ножницы, швейный мел и линейка, астроному –телескоп.
5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар –варит, журналист –берет интервью, клоун –развлекает публику.
6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для другого.
12 Слайд.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Проблемы ранней профориентации дошкольников :
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
- Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
13 Слайд.
Практическая часть
Во второй части семинара предлагаю принять участие в «Игротеке».
Игротека Игра "Самая, самая профессия"
Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение:
«вкусная», (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
«весёлая», (клоун, пародист.)
«опасная»
«детская»
«серьёзная» (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.)
«общительная»(журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)
«высотная»
«сильная»
«красивая»
«заботливая»
«глубокая»
«ответственная»
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)
Самая волосатая (парикмахер.)
14 слайд. Конкурс «Закончи пословицу»
Какой мастер - ….» (такова и работа)
«Тяжко тому жить… (кто от работы бежит)
«Словами туда и сюда… (а делами – никуда)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)
«Красна птица оперением,. (а человек – рукоделием)
15 слайд. Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии.
16 слайд. Игра «Головоломка»
Необходимо разобраться в словах, в названии которых скрыта профессия.
17 слайд.
• 1. Определи профессию по фотографии
• Фото 1. Резчик льда -До изобретения холодильника, для сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его летом. Сбором льда и занимались специальные резчики.
• Фото 2. Человек – будильник - Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор пока они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу.
Фото 3. Установщик кеглей для боулинга - Вместо машин, для расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной, шумной и малооплачиваемой. Как правило, для этой работы нанимались маленькие мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.
Фото 4. Лектор фабричных рабочих – Слушали ли Вы, когда-нибудь музыку или аудио-книгу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека. В настоящее время "лекторов" заменили плееры, радио и другие пассивно-развлекательные гаджеты
Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой профессии Фото 1 человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями БЛОГЕР
Фото 2 специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр., необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением НЕОНЩИК
Фото 3 специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая ТИТЕСТЕР
- Уверена, что после этого упражнения, есть люди в нашем зале, которые не все знали о многообразии, прошлом и настоящем профессий. Думаю, что каждому есть, над чем поразмышлять, оценить собственные представления и определить перспективы саморазвития.