Олеся Николаенко
Семинар-практикум «Профессиональная компетентность современного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
"Педагоги не могут успешно кого - то учить,
если в тоже время усердно не учатся сами"
Али
Цель: формирование компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС в практику ДОО
Задачи:
- Формировать способность педагогов адекватно воспринимать новшество
- Выявить и проанализировать особенности внедрения ФГОС ДО
- Провести системный анализ отдельных аспектов введения ФГОС ДО
- Изучить рекомендации по организации непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
Публикация «Семинар-практикум „Профессиональная компетентность современного педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
- Активизировать аналитическую и прогностическую деятельность педагогов
Форма проведения: семинар-практикум
Длительность проведения: от 2 часов до 2 часов 20 минут
Предварительная подготовка:
1. Создание инициативной группы по проведению педагогического совета, делегирование полномочий
2. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме
3. Сбор и анализ статистических данных по определению готовности педагогов к введению ФГОС (результаты анкетирования)
4. Подготовка презентаций по темам выступлений, раздаточного и демонстрационного материала.
Вводная часть.
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования. Согласно «Федеральному закону об образовании в РФ» ст. 10 дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. Известно, что эффективность новаций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОО, психологических, экономических, социальных факторов. Введение ФГОС в практику ДОО вызывают в педагогических коллективах неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:
- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;
- привычкой работать по определённому стереотипу;
- боязнью увеличения нагрузки;
- профессиональной некомпетентностью.
По результатам анкетирования педагогического коллектива были полученные данные, свидетельствующие о среднем уровне готовности педагогов к введению ФГОС. Обратимся к таблице (на слайде). Проводится анализ статистических данных анкетирования.
2. Целеполагание. Старший воспитатель об аналитической деятельности
Большая роль в методической работе отводится аналитической деятельности. Современные стандарты образования требуют от педагогов развитого аналитического мышления, способности выявлять и анализировать противоречия педагогической практики, оценивать результаты образовательного процесса, собственную педагогическую деятельность, находить пути профессионального самосовершенствования.
Цель данного педагогического совета : формирование компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС в практику ДОО.
Роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. И очень важна профессиональная компетентность педагога ФГОС предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня.
Что же такое профессиональная компетенция?
Профессиональная компетентность педагога
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление,
включающее в себя:
систему теоретических знаний педагога и способов их применения в
конкретных педагогических ситуациях,
ценностные ориентации педагога,
интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и
своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
К основным составляющим профессиональной
компетентности педагога относят :
•методологическую,
•психолого-педагогическую,
•коммуникативную,
•исследовательскую,
•презентационную,
•акмеологическую,
•икт-компетентность
Содержание педагогических компетентностей педагогов ДОУ
Методологическая компетентность
Содержание компетентности : реализация системно - деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью
ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок)
совместная (партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач
Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области
индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей
дошкольников, умение использовать эти
знания в проектировании образовательной деятельности. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной деятельности (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности)
Коммуникативная компетентность
Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими
осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми
участниками образовательных отношений (дети, родители,
члены семьи, педагоги).
Исследовательская компетентность. Умение применять в практической
деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми на основе которых они сами устанавливают причинно-
следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой
информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы
Презентационная компетентность
Умение презентовать положительный своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте
дошкольного учреждения и т. д.
Акмеологическая компетентность
Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.
Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
Информационно-коммуникационная компетентность
Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к
образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете
Таким образом: компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.
А профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач.
3. Практикумы для педагогов.
Для активизации наших аналитических умений предлагаю вам, уважаемые педагоги, выполнить первое задание. Работать предстоит по подгруппам (3-5чел). Распределение по подгруппам (методом осознанного либо случайного выбора)
«Кластер-анализ»
Кластеры – это системные схемы, которые показывают связи между объектами. Это некий графический образ взаимосвязанных явлений, объектов и т. д.
Работать предстоит по подгруппам (5чел).
Педагоги получают Кластер-схему.
Центральная часть схемы- объект анализа (понятие, технология, проблема и т. д.) Предлагаемый объект для анализа записывается в центр кластера: «ФГОС – это…»
Педагогам предлагается окончить фразу 1 словом или словосочетанием, определить ассоциации, заполнив, таким образом, первый уровень кластера. Затем предложить выйти на второй уровень кластера, от каждого объекта выделить положительное и отрицательное следствие. Например, ФГОС- это отнимает много энергии педагогов. Но это хорошо, т. к. педагог может многое привнести в педагогическую практику. Но это отчасти плохо, потому что грозит эмоциональным истощением.
Таким образом, подгруппы обсуждают и заполняют все уровни Кластера. Затем проводится совместное обсуждение результатов работы подгрупп.
«Синквейн»-анализ.
Оригинальный прием «Синквейн» «пять строк» предполагает составление пяти строчной строфы нерифмованного стихотворения. Существуют даже определенные правила составления этого стихотворения.
В нашем случае используется пятиэтапный синтез. Дан план, по которому синтезируется информация об определенном понятии, определении.
(Для удобства восприятия и заполнения лучше представить план в виде таблицы, где во втором столбце будут заполнять воспитатели)
1. (Дано определение данного понятия)
Целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей…
2. Признаки данного понятия относительно методики дошкольного воспитания
3. Действия детей дошкольного возраста относительно данного понятия
4. Синонимы данного понятия
5. Народная мудрость, цитата, близкие по значению, смыслу
Каждая подгруппа получает задание – проанализировать понятие – различные виды детской деятельности – по предложенному плану.
- трудовая деятельность
- коммуникативная деятельность
- игровая деятельность
- двигательная деятельность
- продуктивная деятельность
Для работы подгруппам отводится определенное время (5-7 мин.) Затем проводится обсуждение результатов работы подгрупп.
Например, «трудовая деятельность» :
1. (Дано определение данного понятия)
Целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей… Трудовая деятельность (труд)
2. Признаки данного понятия относительно методики дошкольного воспитания Бытовой, труд в природе, общественно-полезный и т. д.
3. Действия детей дошкольного возраста относительно данного понятия Дежурство в уголке природы, поручения, работа в огороде
4. Синонимы данного понятия Деятельность, труд, работа
5. Народная мудрость, цитата Терпенье и труд все перетрут
Тренинг «Стрела истины» (проводит педагог-психолог)
В лучших традициях дошкольной педагогики, в середине мероприятия нам нужна динамическая пауза. Встанем в круг. У меня воображаемая «Стрела истины» (стрелка из картона) Передавая друг другу эту стрелу, будем заканчивать фразу: «Коллега, хочу признаться вам, что…». Можете говорить о чем угодно: о работе, семье, прожитом дне, сегодняшнем мероприятии и т. д.
Аналитический прием «Инсерт»
Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации, помогает читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Работать будем индивидуально. Вам предлагается текст по актуальной методической проблеме (из периодического издания).
Обратите внимание на условные обозначения маркировки текста, предполагающая следующие значки:
Обговаривается система маркировки текста на полях
«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.
За определенное время педагоги знакомятся с текстом, делая пометки на полях.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы для выявления тех моментов, где возникли противоречия («-») или вопросы («?») по ходу знакомства с информацией.
На заключительном этапе коллективно прорабатываются выявленные спорные моменты.
Подведение итогов. Рефлексия
Подводя итоги сегодняшней работы, скажу еще раз о значении повышения компетентности педагога. Эффективность педагогической работы зависит от того, насколько педагог заботится о личностно-профессиональном росте.
«В деле воспитания процессу саморазвития должно быть
отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее
развивалось только путем самообразования.» Г. Спенсер
Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится. Сегодняшний педсовет показал преодолимость временных трудностей по внедрению ФГОС.
Прошу вас, коллеги, заполнить нашу «Методическую Яблоню». Напоминаю вам, что
- если вы оцениваете высоко полезность сегодняшнего мероприятия, вешаете Яблоко,
- если выставляете педсовету среднюю оценку – зеленый листик,
- если вам было скучно и мероприятие было бесполезно – повесьте желтый листик.