ЕЛЕНА КОСЕНОК
Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»
Подготовили и провели:
Учитель – дефектолог Е. А. Косенок
Воспитатели: Н. А. Клушина; В. В. Бражнова
(Педагоги делятся на три команды и занимают свои места в соответствии с цветом)
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Публикация «Семинар-практикум „Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Работаем мы на группе компенсирующей направленности для детей с
Тема нашего семинара - практикума «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения».
Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем (слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием, а так же жизнедеятельностью всего организма.
Полисенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.
Чтобы полисенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия.
Сенсорное развитие ребенка – это формирование и развитие его восприятия и выработка представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, качествах и т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия.
Развитие полисенсорного восприятия – зрительного слухового, обонятельного, осязательного, вкусовой чувствительности – необходимо детям с ослабленным зрением и тем более – с глубоким нарушением зрения. При недостаточности зрения у детей полноценный образ предметов формируется искаженно (низкая острота зрения, сужение поля зрения, нарушение цветовосприятия, отсутствие бинокулярного зрения). Поэтому надо развивать сохранные анализаторы: осязание, обоняние, слуховое восприятие, вкусовую чувствительность, которые дополнят зрительный образ.
Коллеги предлагаю перейти к практической части семинара.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Игра «Ручеёк радости»
(проводит учитель - дефектолог)
Приглашаю всех на общий круг.
Возьмитесь за руки и закройте глаза. Я легко пожимаю руку стоящему рядом игроку – «передаю радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т. д. «Ручеёк радости» должен вернуться ко мне. Улыбнитесь друг другу, и пройдите на свои места.
Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников с нарушением зрения может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов.
Вопрос: «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники?»
(Цвет, форма, величина, пространственное положение)
Предлагаю представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (выбор игры для презентации из предложенных на выставке). Презентация игры не более 2 минут. Предлагаю начать презентацию, кто готов.
2. Презентация дидактических игр.
3. Игра «Бродилка». (проводит Н. А. Клушина)
Предлагаю каждой команде карточку с описанием маршрута. По его ходу вы должны выполнить все задания. Приступайте к выполнению, после прохождения маршрута занимаем свои места.
4. Игра «Передай рисунок» (проводит Н. А. Клушина)
Коллеги, приглашаю всех встать «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, он озвучивает, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.
5. Игра «Угадай-ка» (проводит В. В. Бражнова)
Приглашаю по одному представителю от каждой команды.
Предлагаю угадать объекты, используя:
а) слуховой анализатор;
Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:
б) тактильный анализатор;
Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:
в) обонятельный анализатор;
Приглашаю следующих представителей от каждой команды. Предлагаю угадать объекты, используя:
в) вкусовой анализатор.
6. Упражнение на развитие сенсомоторики «Нарисуй эмоцию»
(рисование двумя руками одновременно, проводит В. В. Бражнова)
Наш семинар подходит к завершению, у нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас получил возможность проявить свое творчество и заряд положительных эмоций.
Приглашаю по одному представителю от каждой команды.
Предлагаю нарисовать двумя руками одновременно настроение сегодняшней встречи.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Наш опыт работы с такими детьми показывает, что при использовании дидактических игр направленных на развитие полисенсорного восприятия детей с нарушением зрения, является формирование у них умений и навыков активного использования зрительного (по возможности, слухового, осязательного восприятия, обонятельной и вкусовой чувствительности, как источника дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях.
В заключение нашей встречи, благодарим всех за сотрудничество, желаем успехов и творческих идей.