Анастасия Ауэр
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой деятельности дошкольников в организации
педагогического процесса.
Дата проведения: 14.01.2014.
Цель семинара :
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум по развитию речи „Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности :
2. побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку;
3. углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;
План семинара.
№
п\п содержание Вид работы
1. Выступление заведующей
2 Дискуссия с элементами практикума по теме педсовета «Развитие связной речи через творческие формы работы (использование метода мнемотехники, схем-моделей)» Мнемотаблицы, стихотворение,
Расчерченный лист для мнемотаблицы
3. Игры на развитие фантазии и словесного творчества
Игра «увеличение-уменьшение»
Игра «старая сказка на новый лад»
«Придумай историю»
«Нелепицы» Волшебная палочка, шкатулка с героями сказок,
Придумать необычное существо и рассказать о нем
Картинки с нелепицами, цветные карандаши
4 Кроссворд по развитию речи
5. Устное народное творчество в развитии речевой активности посредством малых фольклорных форм Скороговорки по 3 для каждой команды,
6. Обмен мнениями. Подведение итогов.
Домашнее задание «Сюжетно-ролевая игра» Поликлиника-Больница-аптека-скорая помощь,
парикмахерская,
столовая-кулинария-кафе
магазин,пожарники,семья, игры с транспортом (самолет,автобус и т. д)
1. МНЕМОТЕХНИКА
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образои, весь текс зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Практическое задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения
1 Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас покормит круглый год
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми
Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
И так первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. (слайды 13,14)
• Задание показать по одной пальчиковой гимнастике.
Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки (слайд 16) Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.
(по 3 скороговорки для команды)
В заключении командам предлагается разгадать кроссворд и выписать зашифрованное слово.
(прилагается)
Домашнее задание к педсовету.
По жеребьевке воспитатели групп выбирают карточку, в которой указана сюжетно-ролевая игра.
Задание: принести на педсовет атрибуты к игре и показать как играть, какие вопросы задавать детям, как организовать детей к игре. Можно оформить свое выступление в виде фотоочета, презентации, папки передвижки. Все участники будут награждены грамотами. Лучшая разработка размещена на сайте ДОУ
И в заключение семинара раздаются консультации в родительский уголок всех групп в соответствии с возрастом воспитанников.
Речевое развитие ребенка (ранний дошкольный возраст)
Развиваем речь играя (для второй младшей группы)
Игры для развития речи и мышления дошкольников (подготовительная группа)
Советы родителям по развитию речи детей (2 младшая группа)
Игры по формированию грамматического строя речи у ребёнка 5 -6 лет (старшая группа)
Памятка по развитию речи (средняя группа)
Учим буквы, играем в слова (подготовительная группа)
Буклет «Развиваем руку-развиваем речь» (средняя группа)
Выводы по семинару.