Елена Гафарова
Семинар-практикум для родителей «Настоящие творцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по работе с родителями детей старшего
дошкольного возраста
Семинар – практикум «Настоящие творцы»
Воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга» Баева Н. В., Гафарова Е. И.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Настоящие творцы“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Актуальность темы:
Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Известно, что с 5 лет у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию. Кроме этого воображение у дошкольников выполняет познавательную функцию, которая позволяет ребенку лучше узнать окружающий мир.
Развитие творческих способностей ребенка в семье имеет большое позитивное значение для развития ребенка в целом. Теплая семейная атмосфера, уютная обстановка, родные люди рядом дают ребенку уверенность в собственных силах, желание порадовать своих близких рисунками, поделками, новыми стихами. Важно не упустить драгоценное время творчества общения с ребенком, поддержать его, организовать интересное взаимодействие всех членов семьи.
Цель:
создание условий для повышения компетентности родителей по развитию творческих способностей.
Задачи:
1. Расширить педагогические знания родителей о разных видах творческих способностей, способах их развития у детей.
2. Способствовать сплочению коллектива родителей.
3. Сформировать желание у родителей в развитии творческого потенциала своего ребенка. Отработать практические навыки формирования творческих способностей детей.
Методы, приемы, методики, технологии:
метод демонстрации, метод проблемного изложения материала, приемы погружения в игровую ситуацию, элементы ИКТ, игровая технология, арттерапия, личностно-ориентированная технология.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей «Творчество детей»
2. Подготовка пригласительных билетов.
3. Выставка детских рисунков на тему: «Мечтаю быть»
Оборудование:
природный и бросовый материал, пластилин; корзинка; листы бумаги, фломастеры; выставка рисунков, фотовыставка; дидактические игры и пособия по развитию творческих способностей; папка - портфолио; магнитофон, аудиозаписи.
Участники практико-ориентированного семинара:
педагоги ДОУ, родители.
Форма проведения: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Ход встречи:
I. Ритуал приветствия:
Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть. Давайте все проблемы оставим за дверью. Пусть каждый улыбнется себе, а затем друг другу.
Тема нашей встречи: «Настоящие творцы».
А теперь, предлагаем немного поиграть и встать в круг. Возьмем друг друга за руки. Закройте глаза, постарайтесь передать с помощью ваших рук свое тепло и поддержку соседу, находящемуся справа или слева. Почувствуйте энергию своего соседа.
Эта маленькая разминка открывает нашу встречу.
II. Основная часть:
Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Но что такое детское творчество? А нужно ли оно? Почему? В чем оно проявляется? (заслушиваются мнения родителей)
За несколько дней до нашей встречи, вам была предложена анкета «Творчество детей».
Результаты анкетирования показали: участие принимали – 15 родителей; анкета состоит из 14 вопросов.
Данные таковы: все родители считают, что у всех детей имеются творческие способности:
Любят рисовать – 9 чел.
Лепить – 7 чел.
Петь, танцевать – 12 чел.
Конструировать - 11 (в основном мальчики)
На вопрос «Любят ли дети фантазировать?» ответили «да» - 12 чел. ; тема фантазий: «Сказочная, семейная и др.»
На вопрос «Любит ли ваш ребенок проводить время за созданием собственной коллекции? – ответили «да» - 13 чел.
На вопрос «Как у ребенка проявляется самостоятельность?» (любит делать все сам) - 12 чел.
На вопрос «Как часто вы уделяете время для творческих занятий с детьми?» - 13 чел. ответили - редко.
Как вы считаете, любая ли деятельность человека является творческой?
Творческой деятельность называют такую деятельность человека, при которой создается что-то новое.
Так из чего же состоит творческая деятельность?
1. Из гибкости мышления.
2. Самостоятельности мышления.
3. Систематичности и последовательности.
4. Способности не бояться придумывать новое, т. е. развитие воображения и фантазии.
Эти компоненты творческой деятельности взрослого человека. Известно, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию.
Воображение – это, присущее только человеку возможность создания новых образов, путей переработки предшествующего опыта.
Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе.
Фантазия – это источник творчества.
В нашей работе с детьми мы часто замечаем, что чем мы больше читаем, рассказываем детям, тем больше дети фантазируют сами; чем больше даем лепить, рисовать, петь, танцевать, тем больше дети стремятся к самореализации в какой-либо деятельности. Поэтому наша с вами задача – всемерно поддерживать и стимулировать развитие творческой активности.
Воспитатель: Как часто, мы, родители недооцениваем способности своих детей! Детское творчество отличается от творчества взрослого тем, что ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой цели. Как мы сказали, личность не может называться творческой, без хорошо развитого воображения и мышления. Благодаря воображению, человек творит, планирует свою деятельность, управляет ею. Основа активного воображения старшего дошкольника – это игра. Рождаясь в игре, воображение переносится в др. виды деятельности. Итак, в какие же именно?
В природе существует несколько видов творческой деятельности:
1. Музыкальная (Музыка вызывает яркие, эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движений)
2. Изобразительная (Деятельность, в ходе которой активно создаются художественные фантазии и образы)
3. Конструктивная (Конструктивная деятельность, в процессе которой развивается интеллектуальная активность. Она ярко проявляется в развертывании творческого процесса)
4. Театрализованная (Детское театральное творчество является наиболее гармоничным для дошкольного возраста, так как основано на игре перевоплощений. Ребенок воплощает в жизнь свои выдумки, впечатления и естественные желания)
5. Сочинительство (Это придумывание рассказов, сказок, небылиц, стихов – т. е. это детское словотворчество).
Что же необходимо вам, родителям для развития у детей творческих способностей?
- Обеспечить ребенку благоприятную атмосферу (т. е. доброжелательное
отношение со стороны взрослого);
- Обогатить окружающую среду ребенку разнообразными новыми предметами;
- Поощрять высказывания ребенка, его самостоятельность в творчестве;
- Не сравнивать ребенка с другими, а только с самим собой;
- Старайтесь воздействовать на ребенка советам, просьбой;
- Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Можно помочь чуть-чуть;
- Старайтесь не торопиться с суждениями о результатах творчества детей;
- Умейте занять позицию ребенка. Встать на его место;
- Уважайте ребенка, благодарите за что-то хорошее;
- Важно ребенку, чтобы его успех был замечен.
III. Практическая часть:
Воспитатель: А, сейчас мы предлагаем поиграть в игру «Хвастовство»
Цель: воспитание в родителях чувство гордости за своего ребенка, развивать фантазию.
Итак, каждый из вас по очереди должен с гордостью похвастаться достижениями, успехами своего ребенка. (Приводится пример)
Наши дети очень любят заниматься разными видами творческой деятельности. Они необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют, бурно реагируют на новое, необычное, стремятся выразить свое впечатление в рисунках, поделках, постройках. Очень любят разные виды театров, цирк. Любят перевоплощаться в необычный образ, но в музыкальной деятельности - наши дети незаменимы. Обратите внимание на нашу фотовыставку. И здесь вы увидите, чем любят заниматься наши дети. А также посмотрите на выставку совместных с родителями рисунков «Мечтаю быть…»
Каким образом можно развить творчество у дошкольника?
Вы, уважаемые родители можете помочь детям в развитие творческих способностей. Как это сделать, мы сейчас с вами поучимся. Но для этого вам предстоит вернуться в чудесный мир детства, представить, что вы опять дошколята, и вокруг так много удивительного. А больше всего на свете мы любим играть. Так давайте же поиграем.
Игра «Волшебная корзинка»
Цель: развитие умения перевоплощаться, выражать свои чувства и понимать чувства других, способствовать сплочению коллектива родителей.
Предлагаю вам выйти и встать в круг, с помощью этой корзинки, мы будем доставать из нее воображаемый предмет и передавать его соседу. А сосед должен угадать, что вы ему передали и для чего? Например…
А теперь пройдем на наши места.
Игра «Создай необычное животное»
Цель: создание необычных образов через развитие творческого воображения, фантазию.
Перед вами на столах лежит разнообразный бросовый и природный материал. Вам предстоит создать какой-нибудь художественный образ, необычное животное (звучит приятная музыка).
Расскажите, пожалуйста, о своей поделке, что у вас получилось?
Игра «Ладошка»
Цель: обогащение, активизация словаря родителей за счет слов, обозначающие различные черты характера; способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Перед вами лист бумаги, предлагаем вам обвести на бумаге свою ладонь, на каждом пальце написать букву имени вашего ребенка. После этого нужно расшифровать каждую букву имени вашего ребенка, т. е. название таланта, способностей, черты характера. Например …
Воспитатель: Вот и мы немного пожили богатой фантазией детей. Мы надеемся, что эти игры помогут вам поддерживать и развивать творческие способности детей. Эти игры вы можете использовать и дома.
А теперь вашему вниманию предлагаем посмотреть нашу презентацию дидактических игр и пособий по развитию творческих способностей у детей, которые мы используем в работе с детьми.
Это (показать и рассказать).
IV. Заключительная часть:
В завершении нашей встречи мы хотим, уважаемые родители, пожелать вам, дать возможность ребенку творчески развиваться, поэтому:
1. Предлагаем собирать рисунки, поделки своего ребенка, как в детском саду, так и в школе.
2. Создать папку – портфолию, в которую войдут грамоты, благодарности, памятки, выданные уже в детском саду и до окончания школы (можно показать).
3. Вести дневник творческих успехов своего ребенка, как в детском саду, так и будущем в школе.
Ритуал прощания:
На прощание мы хотим сказать, что нам было очень приятно работать с вами. А вам? Какое ваше мнение о нашей встречи? (высказывание родителей)
Продолжите предложение «Я сегодня…».
Рефлексия участников встречи.