Юлия Горовая
Конспект занятия по познавательному развитию «Логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с блоками Дьенеша.
Тип занятия : интегрированное (развивающая игра-развлечение).
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий с использованием блоков Дьенеша.
Программные задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине.
• Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по признакам
• Закреплять умение изображать и выкладывать предмет из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств, состоящей из нескольких частей.
• Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
• Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.
• Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.
Развивающие :
• Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции.
• Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.
• Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.
• Развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.
Воспитательные:
• Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и художественно - эстетическому труду.
• Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.
• Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, изготовить схемы, подбор оборудования, оформление группы.
Формы организации НОД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: актуализация чувственного опыта- сюрпризный момент, ориентирование в пространстве в процессе передвижения, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастику для глаз, дидактическая игра, беседа, физ. минутка, продуктивная деятельность.
Используемые методы, приемы и технологии : проблемный (помочь найти мультипликационного персонажа); игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героя и предметов, дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические) : конструирование; физ. минутка; поощрение; анализ НОД.
Виды детской деятельности: игровая (аудиозапись, дидактические, развивающие и логические игры, продуктивная (конструирование, коммуникативная (беседа, двигательная (ориентирование в пространстве, физ. минутка).
Словарная работа (закрепление терминов) : одинаковые, разные, а также названия форм, размера, цвета, толщины.
Материал и оборудование:
Раздаточный материал: печатные карточки с заданием.
Дидактические средства (демонстрационный материал) : куклы Нолик и Симка (из м/ф «Фиксики»); учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», печатные карточки со схемами, воздушный шарик.
Оборудование: аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики»
Ожидаемый результат:
• Развитие элементарных математических способностей, представлений о параметрах «большой - маленький», «толстый - тонкий»
• Знания о форме, размере, цвете, толщине геометрических фигурах; умение изображать и выкладывать рисунок из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств.
• Интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности.
• Навыки культуры речевого общения, совершенствования нравственного отношения к окружающему, умение работать коллективно.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, пожелаем им доброго дня. И конечно расскажем им немного о себе:
«Посмотрите вы на нас!
Мы - ребята, – суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, шить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите вы на нас!
Мы ребята – суперкласс!
(выполняются движения по тексту)
Хорошо, когда приходят гости. Но это еще не все, у вас сегодня будет еще гость, попробуйте догадаться, кто это.
(звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Фиксики»)
Воспитатель: Ребята, кто же этот гость?
Дети: Это Фиксики?
Воспитатель: Да, Фиксики, человечки, которые живут в разных приборах, вещах созданных руками человека.
А может Фиксик уже здесь, давайте сделаем упражнение для глаз и может мы его увидим.
Физминутка для глаз «Где же Фиксики?»
Надо глазкам отдых дать, будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять, будем Фиксиков искать.
Глазки пускай в потолок поглядят. (Посмотреть вверх)
Глазки опустим – на стол поглядим. (Вниз)
И снова наверх – где там Фиксик бежит? (Вверх)
И по кругу поглядим.
Мы глаза закроем ладошками.
Снова глазки мы откроем, на работу их настроим.
В момент, когда дети закрывают глаза, воспитатель достает игрушку Нолика и ставит его на стол.
Воспитатель: ребята, к нам в гости пришел Нолик. Но он грустит. Хотите узнать, что у него случилось? Оказывается он шел к нам не один, вместе с ним к нам в гости спешила и Симка, но пока мы делали гимнастику для глаз, вирусная программа сделала ее невидимой. И теперь необходимо уничтожить этот компьютерный вирус и спасти Симку. Вы готовы попробовать помочь в этом?
Нолик сообщает о том, что помочь уничтожить вирус может предмет, лежащий в коробке. Воспитатель открывает коробку, в которой оказывается набор блоков Дьенеша и конверт с заданиями.
Воспитатель: так как это вирус не человеческий, от которого люди болеют гриппом, а компьютерный математический, то и удалять его будем при помощи математических блоков Дьенеша.
Давайте рассмотрим их.
- Какого цвета фигуры вы видите?
- Какой формы?
- Какого размера?
- Какой толщины?
- Найдите две одинаковые фигуры. Одинаковых нет.
- Найдите похожие фигуры. Чем они отличаются?
Вывод: похожих фигур много, но двух одинаковых нет.
Итак, ребята, давайте приступать к первому заданию –
ЗАДАНИЕ 1 «Найди нужную фигуру». Индивидуальная работа по картам – схемам (каждому ребенку выдается своя схема и они ищут фигуру, соответствующую этой схеме, при затруднении дети могут помогать друг другу).
Молодцы ребята, с первым заданием вы справились. Держите пожалуйста свои блоки в руках, не потеряйте их, так как они вам понадобятся. Готовы приступить ко второму?
Итак, мы нашли элементы вирусной программы и теперь нам нужно собрать эти элементы в определенной последовательности. Но, дело в том, что коварный вирус может изменять свой внешний вид. Но у нас есть фото вируса, с помощью которого мы сможем восстановить правильную цепочку.
ЗАДАНИЕ 2 «Собери цепочку»
Перед детьми лежит схема (на ней изображены блоки большого размера, каждому ребенку необходимо свой блок сравнить с блоком на схеме (выполняют по очереди) и сказать какое свойство надо изменить, чтобы получить тот блок, который изображен на схеме (например, у ребенка большой красный треугольник, а на схеме красный круг – следовательно необходимо изменить форму; у другого – желтый маленький квадрат, а на схеме синий круг – следовательно нужно изменить и цвет и форму и размер и т. д.)
ЗАДАНИЕ 3 «Разложи блоки в обручи».
Нужно в зеленый обруч положить все желтые фигуры, а в красный все треугольники (будут фигуры, соответствующие и тому и другому условию -их нужно положить в область, где обручи пересекаются).
Воспитатель: ребята, я вас поздравляю, вирус отключен.
Дети находят Симку. Фиксики приглашают ребят потанцевать.
Физкультминутка «Помогатор».
Нолик: мне очень понравилось играть с блоками Дьенеша. Давайте и Симке покажем какую-нибудь игру.
Воспитатель: конечно, покажем, ребята давайте разделимся на две команды.
ЗАДАНИЕ 4 «Грузовик для Фиксиков»
Дети по карточке-схеме находят нужные блоки и конструируют на плоскости стола грузовик.
Воспитатель: ребята, а вы знаете знак-приветствие Фиксиков? (показываем его) Не так то просто сразу показать этот знак, верно ребята? А чтобы мы быстро могли здороваться с Фиксиками, мы можем потренировать наши пальчики с помощью пальчиковой гимнастики.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Фиксики жили у нас в детском саду? Давайте попробуем расселить их в разные группы.
ЗАДАНИЕ 5 «Рассели жильцов в дом».
Изображение дома с паспортами блоков, по ним дети расселяют блоки в дом.
Воспитатель: ребята, нашим гостям Фиксикам пора отправляться домой, давайте им на прощание сделаем подарки –
ЗАДАНИЕ 6 «Собери игрушку по схеме» (одна команда собирает игрушку куклу для Симки, другая команда собирает поезд для Нолика)
Фиксики прощаются с детьми.
Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).
Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?
Ответы детей.
Воспитатель: у меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей: играли в игры с геометрическими фигурами блоками Дьенеша, делали подарки для Фиксиков, играли с Ноликом и т. д.
Воспитатель: Вы сегодня справились с заданиями и помогли Нолику и Симке понять, как надо дружно играть вместе. И уходя они просили меня передать вам небольшой сюрприз. Вручается угощение. А теперь нам нужно попрощаться с нашими гостями!
Дети: До свидания!