Оксана Лавриненко
Семинар-практикум «Использование дидактических игр по ориентировке в пространстве как часть образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребёнка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий.
Темочки:
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Использование дидактических игр в НОД расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве, закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребёнка в окружающем мире.
Исследования учёных показывают, что элементарная форма ориентировки в пространстве формируется у детей ещё в младенческом возрасте. Особое значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребёнка систем связей между зрительными, слуховыми и двигательным анализаторами в процессе предметных действий и игры.
Во второй младшей группе, как и в первой, у детей активно формируют представление о понятиях высокий-низкий, выше-ниже, о свойствах предмета ближайшего окружения. Детей знакомят с пространственными направлениями о себе: вверху-внизу, впереди /спереди/ - позади /сзади/, справа-слева. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называнием руки с выполняемыми ею действиями и прежде всего характерным для каждой руки. Малыши должны назвать в какой руке они держат ложку, а какой хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточки, какой рукой они придерживают бумагу. В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу, правая нога, левая нога, правое ухо, левое ухо и. т. п. Данная работа проводится как индивидуально так и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель, например, просит их дотронутся руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая — левая. Дети узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая — левая.
Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры : «Путешествие», «Куда пойдёшь, то и найдёшь», «Найди игрушку по описанию», «Где собачка.
На третьем году жизни с детьми в ДОУ должны проводится специальные занятия, в основе которых лежит метод развития ориентировок в частях собственного тела. Воспитатель привлекает внимание ребёнка к самому себе, помогает ему «открыть образ себя», развивает дифференцированное восприятие отдельных частей тела, их пространственное расположение, учит показывать на себе: где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице — глаза, уши, рот, губы, нос. Сообщает, что глазами мы смотрим, ушами мы слушаем, и. т. д., руками держим ложку, чашку, играем, рисуем, и. т. д. Во время умывания или одевания воспитатель, непринуждённо разговаривая с детьми, называет части тела и лица «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб, надень на голову платок, повяжи на шею шарф».
Важно побуждать малышей к называнию частей тела и лица. Если ребёнок недостаточно хорошо ориентируется, проводятся дидактические игры : «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания, надо делать акцент на различении и назывании частей тела и лица.
В более старшем возрасте в работе над развитием представлений о пространственном расположении частей тела воспитатель широко использует игры-шутки, вызывая у них радостные эмоции. Эти игры построены на ритме стиха, сопровождаются припевками и поговорками, а также разнообразными движениями, содействующими их лучшей координации: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и. т. д. Воспитатель целенаправленно обращает внимание детей на то, что их окружает в детском саду и на участке детского сада : знакомит с названием, расположением и предназначением отдельных помещений групповой комнаты, размещением игрушек и предметов обихода, указывает и называет место их расположения, хранения личных вещей.
В повседневной жизни объясняет «Мы играем здесь /показывает/ - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек». «Мы умываемся, моем руки и лицо, причёсываемся здесь — в умывальной комнате /туалетной/, здесь /показывает и называет/». В спальной - спим; здесь — в приёмной комнате — раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку.
Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве — отыскивание различных предметов и игрушек целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко — близко.
У детей пятого года жизни продолжает развиваться умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер / «Узнай, где спрятано», «Что изменилось?»/. В начале дают задание определить расположение одной — двух игрушек, находящихся в противоположных от ребёнка направлениях, впереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева. Большое значение придаётся использованию дидактических игр «Угадай, что где находится», «Кто ушёл и где он стоял?» и. др. Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учётом предполагаемого местоположения ребёнка /впереди, сзади, слева, справа/. Например, впереди за ширмой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрёшку и. т. д. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки/. Вызвав ребёнка, он говорит: «Вперёд пойдёшь — Мишку найдёшь, назад пойдёшь — матрёшку найдёшь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдёшь?» Ребёнок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашёл / «Я пошёл назад и на полочке нашёл матрёшку» /.
У детей более старшего возраста закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов к себе: вверху, впереди, сзади, слева, справа. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнения на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель даё т задание: «Расставьте предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий» /или наоборот/. Он расставляет на столе игрушки и говорит: «Посмотрите и скажите, кто стоит рядом с коровой?», «Слева от кошки?», «Между какими животными находится собака?». Затем перемещает игрушки так, чтобы они стояли друг за другом: «Кто теперь стоит первым? За кем кошка? Перед кем овца? Кто за овцой?» и. т. д.
Одним из методических приёмов может служить рассматривание сюжетных картин /пространственного расположения предметов/, иллюстраций к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», а также чтение произведений С. Маршака «Городской трамвай». Эффективны также упражнения в которых дети определяют своё положение среди окружающих предметов / Я стою за стулом, рядом со столом, перед окном/, передвигаются в заданном направлении или определяют направление движения других предметов.
С этой целью проводятся игры и игровые занятия «Куда пойдёшь — то и найдёшь», «Улица и пешеход», «Назови что изменилось» и. т. д. Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры: «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку». Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделай три шага и. т. д. Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий требующих чёткого различения основных пространственных направлений, создаётся заменой игрушек.
В подготовке детей к школе особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентации. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи, с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, внизу, выше, ниже, рядом, друг с другом, напротив, правая, левая, и др. Для развития умения ориентироваться проводятся также, специальные упражнения: «Как пройти в магазин и пр.», «Дорога на почту». Они позволяют развивать у детей пространственное воображения, умение представлять «картину пути». Ребёнок рассказывает, например: где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и. т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного.
Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний угол, правую и левую сторону листа бумаги. Дают например, такие задания: «Отсчитайте пять красных кружков и положите в правый верхний угол, а три синих — в нижний левый угол. Важно, чтобы выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.
Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, воспитатель начинает предложение: «Серёжа подбросил мяч. /вверх/». «Оля поставила цилиндр» /справа/, а Ира поставила куб /слева/. Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шёл человек в город, а навстречу ему шли четыре знакомых. Сколько человек шли в город?»
Использование дидактических игр является эффективным средством формирования пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте. Дидактические игры как своеобразное средство обучения и воспитания, отвечающие особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.