Владимирова
Семинар-практикум «Игровой набор «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с возможностями применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
-познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
-вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
-показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Семинар-практикум „Игровой набор „Дары Фрёбеля“ в образовательной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Материал, оборудование: дары Фрёбеля, ТСО.
Ход семинара-практикума :
- Доброе утро, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на семинаре - практикуме! Сегодня мы с Вами на время превратимся в детей, дадим волю фантазии и творчеству, а также на собственном опыте узнаем о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, как нам всем известно, является… («игра» – продолжают фразу участники мастер-класса).
-Поднимите руки те, кто слышал об игровых наборах «Дары Фрёбеля»? Кто видел их? Кто использует их в работе?
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, исходил из того, что дети- цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".
Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!») Фрёбель изобрел целую систему раннего развития, основанную на т. н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Дары Фрёбеля являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фрёбеля : (подписать и поставить перед собой). Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, который очень приятен для тактильного взаимодействия.
Каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером. Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля», эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно -исследовательской.
1. Текстильные мячики;
2. Основные тела;
3. Куб из кубиков;
4. Куб из брусков;
5. Кубики и призмы;
6. Кубики, столбики, кирпичики;
7. Цветные фигуры;
8. Палочки;
9. Кольца и полукольца;
10. Фишки;
11. Цветные тела;
12. Мозаика. Шнуровка;
13. Башенки;
14. Арки и цифры.
Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность, которая не теряет своей актуальности и в наше время.
Материалы Фрёбеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Работая с материалами Фрёбеля педагог направляет, облегчает и стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями.
Практическая часть:
Показ слайдов, где и как можно применять дары Фрёбеля.
- А сейчас приступаем к практической части нашего семинара. Я приглашаю вас в мир игры. Дидактические игры с педагогами:
1. «Составь из фигур»
Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь образцом, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Начинать лучше с одного образца. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру, попытается сложить самостоятельно. Игра содержит как простые, так и более сложные образцы, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
Пример работы с образцами.
1. Совместно с педагогом ребёнок рассматривает образец и определяет что на ней изображено.
2. Ребёнок называет геометрические фигуры, имеющиеся на образце, их цвет и размер.
3. Подбор необходимых геометрических фигур и составление представленного образца.
4. Игра имеет развитие: ребёнок может придумать изображение самостоятельно или воспроизвести по памяти.
2.«Волшебные палочки»
Задачи дидактического пособия в следующем: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью дара №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.
4.«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Детям предлагаются изображения представителей живой природы. Части их украшены различными геометрическими фигурами, которые необходимо отыскать и выложить. Используется дар №7 "Цветные фигуры".
4."Плетение"
Данная дидактическая игра по переплетению полос развивает у ребёнка творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.
С помощью плетения детям предлагается украсить рыбку. Сложность состоит в самом способе украшения, подборе необходимых палочек по длине и цвету. Для плетения используется дар №8 "Палочки", для украшения все остальные.
5.«Укрась торт, укрась одежду» (разные темы раздать)
Цель игры: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и др.) и называть их, развивать логическое мышление, воображение. Педагог предлагает детям украсить торт, либо предметы одежды геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок может рассказать: какими фигурами украсил, как их располагал.
Рефлексия
(Предложить каждому столу придумать свою игру) время для подготовки 5 мин. и презентовать).
-Наша экскурсия в мир игры подходит к концу, и я задам вам несколько вопросов: Полезным ли был сегодняшний семинар - практикум? Намерены ли вы использовать полученные знания и навыки в работе? Что для каждого из вас было самым интересным в сегодняшней встрече? Оставить свое впечатление о прошедшем мероприятии можно и с помощью нашего набора : «Создай лицо, мордочку» выложите из деталей свои эмоции.
Детишкам предлагается наборов карточек для одного из вариантов использования данного пособия - дидактической игры «Эмоции». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных. Для организации данной дидактической игры можно использовать все имеющиеся модули технологии «Дары Фрёбеля».