Анна Ким
Семинар-практикум «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»
Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется психологической готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
Публикация «Семинар-практикум „Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Рождение ребенка с ограниченными возможностями становится переворотом в жизни семьи. Это не то, о чем мечтали родители, не то, к чему они готовились.
Буря чувств может ослепить разум родителей, воспрепятствовать принятию мудрых и своевременных решений о необходимой медицинской помощи, программе реабилитации.
Без любви и поддержки родителей ребенок не может преодолевать жизненные препятствия. А потому, стараясь помочь детям с особыми потребностями, мы должны, прежде всего, поддержать их родителей.
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет педагогу рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Традиционно выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения.
1. Принятие ребенка и его дефекта
Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.
2. Реакция отрицания
Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У самого ребенка, вероятнее всего, могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов, что приводит к ухудшению его состояния. У родителей наступают разочарование и отвержение ребенка вследствие нереализованности их родительских амбиций.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки
Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для ребенка и за него, поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость. Ребенок лишается возможности развивать сохранные психические процессы и компенсировать дефект, что затрудняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию.
4. Скрытое отречение Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка родителями компенсируется педантичным формальным выполнением функциональных родительских обязанностей. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку, деформирует развитие эмоциональной сферы личности.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка
Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Оправдание агрессии, рационализация враждебных чувств и преодоление чувства вины за их проявление у родителей реализуется по типу психологической защиты. Общество, врачи, учителя объявляются виноватыми во всех бедах. В случае конфликтных отношений с прародителями либо разрушенных супружеских отношений «ответственной» за дефект может объявляться «дурная наследственность» со стороны отвергаемого супруга. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение.
Практическая часть
Упражнение «Котенок»
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Мать инвалида»
Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ.
Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».
Рот: Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.
Уши: Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.
Руки: Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки».
Сердце: Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).
Живот: Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».
Бедра: Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.
Ноги: Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается.
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми.
Итог: Уважаемые коллеги! Основная задача педагогов – помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений.
Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:
Как дети в группе общаются с особыми детьми?
Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?
Создание психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ
для работы с детьми с ОВЗ
Внедрение федерального стандарта в дошкольных организациях предполагает инклюзивное образование, то есть, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.
Реальность такова, что с каждым годом таких детей становится все больше. В группах с детьми с ОВЗ должны работать высококвалифицированные опытные специалисты, прошедшие КПК по работе с детьми с данной категорией лиц.
Любой ребенок, в том числе с ОВЗ, осваивая социальное пространство ДОУ, стремится найти свое место в данном сообществе и осознанно или неосознанно строит собственную личность, вырабатывая отношение к себе, к обществу, миру, жизни. Ребенок с ОВЗ в представлении здоровых детей попадает в группу «иных», не таких как все.
Первостепенная задача ДОО: создать условия для успешной социализации всех детей, посещающих детский сад.
Психологическая безопасность образовательной организации – это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.
Проблема психологической безопасности образовательной среды ДОУ и ее экспертизы является наименее разработанной и вместе с тем весьма актуальной в современной ситуации трансформации образования.
Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо научиться не только выявлять психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности.
Для решения задач этой области нужно включать детей с особыми потребностями в совместную деятельность с другими воспитанниками группы.
Совместная деятельность предполагает:
• Участие в режимных моментах
• Взаимодействие детей в группе во время игровой деятельности.
• Взаимодействие детей во время прогулки.
• Совместная деятельность и игра в микро - группах с другими детьми
• Участие в организованной образовательной деятельности
• Активные действия в специально организованной среде.
• Досуги и мастер – классы с участием родителей
• Праздники, конкурсы
• Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является участие в проектной деятельности.
Также важно ребенку с ОВЗ предоставлять право выбора участия в занятиях как индивидуально со специалистами, так и в группе. Ребенка не принуждать к занятиям, а предоставлять свободу выбора, при этом использовать различные приемы привлечения внимания ребенка к общей деятельности группы, которые зачастую ненавязчиво вовлекают его в работу коллектива.
Уголок психологической разгрузки в группе – это пространство, организованное таким образом, чтобы находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используется специальное световое оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда.
С целью профилактики неприятия образовательной среды ДОУ воспитанниками проводятся следующие мероприятия: игры на сплочение группы, коллективные работы, игры в команде, сюрпризные моменты, поощрения в виде жетонов, наклеек, проекты, исследования, театрализация, игры – релаксации, психогимнастика, сказкотерапия.
Немало важным в решении проблемы социализации детей с ОВЗ является взаимодействие специалистов, педагогов и родителей (командный подход).
Наиболее важная часть педагогической деятельности – это работа с родителями. Они помогают нам составить полную картину особенностей ребенка. Необходимо учить родителей принимать ребенка таким, какой он есть, правильно строить с ним отношения. Важно показать родителям зону ближайшего развития ребенка, чтобы они адекватно оценивали возможности и перспективы его развития. Для этого нужно приглашать родителей на консультации, проводить с ними мастер – классы, организовывать семейные клубы, спортивные досуги, праздники, конкурсы и др.
Специалисты обеспечивают консультирование и сотрудничество всех участников образовательного процесса, совместно с педагогами составляют индивидуальный маршрут ребенка, разрабатывают свои рекомендации. Оказывают помощь детям с ОВЗ, исходя из их индивидуальных потребностей и рекомендаций ЦПМПК.
Воспитатели и специалисты работают над тем, чтобы реально включать ребенка в режимные моменты и в процесс обучения, привлекая для этого других детей. Например: просим ребенка подойти к другому ребенку (с ОВЗ) и показать ему, как нужно намылить ручки. В некоторых случаях дети больше прислушиваются к своим сверстникам лучше, чем к педагогу.
Известно, что самый сложный этап для ребенка, когда он впервые приходит в детский сад - это период адаптации. В частности, для детей с аутизмом, которые обостренно реагируют на все новое. Поэтому период адаптации у них занимает гораздо больше времени, чем у обычных детей. Большие трудности в период адаптации испытывают дети и с задержкой речи. Если дети с нормальным речевым развитием могут социализироваться, используя речь как средство коммуникации, то дети с выраженным недоразвитием речи не имеют такой возможности. Таких детей часто игнорируют их сверстники и не включают в совместную деятельность.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в дополнительном внимании и помощи педагогов.
Адаптационный период наиболее важный момент для формирования у ребенка чувства доверия и защищенности в новой среде. Отказ от жестокости и насилия на данном этапе подразумевает полное принятие ребенка со всеми его индивидуальными особенностями. Для этого создаются щадящие условия: пребывание в детском саду минимизировано, по необходимости возможно пребывание вместе с мамой первые дни. Важно сформировать доверие у ребенка к педагогам. В соответствии с этим, возникает необходимость введения в образовательную среду таких форм работы, как частичная и точечная инклюзия.
Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
Частичная инклюзия предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели.
Для успешной социализации таких детей нужно стараться помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому необходимо комментировать для него все происходящее.
Помогая ребенку налаживать контакт с другими детьми, надо стараться вовлекать его в общие игры, предотвращать возможные неадекватные действия, такие как агрессия, уход в себя. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии, обеспечивающая саму возможность развития, является одним из основных показателей психологической безопасности образовательной среды ДОУ.
Прежде всего, педагог, в группе которого есть ребенок с ОВЗ, должен быть ориентирован на развитие толерантности у всех детей, причем, в первую очередь, у «обычных» детей:
• способность сочувствия, сопереживания другому человеку;
• умение устанавливать и поддерживать контакты, взаимодействовать в различных видах и формах общения с окружающими, учитывая возможности другого;
• умение сотрудничать, проявляя устойчивость и гибкость;
• умение вести диалог и действовать конструктивно в конфликтных ситуациях совместной деятельности.
Опираясь на детский интерес к творческой деятельности и различный уровень знаний, умений и навыков, работа должна быть построена таким образом, что каждому ребенку была бы предоставлена возможность реализовать в полной мере индивидуальные возможности в тесном сотрудничестве с остальными детьми.
Решить проблему психологического насилия может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы:
• диагностика психоэмоциональной среды;
• консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;
• консультативно-коррекционная работа с детьми;
• информационно-образовательная работа с детьми;
• мероприятия, направленные на сплочение сообщества.