Татьяна Санникова
Конспект занятия (НОД) по патриотическому воспитанию «Наша малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 33 комбинированного вида
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
для воспитателей по теме :
«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
Старший воспитатель
МБДОУ детского сада № 33
Санникова Т. Н.
Новоивановское
2013
Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших педагогических задач. Оно неразрывно связано с общими процессами развития ребенка: интеллектуальным, эмоциональным, физическим. В процессе социально-личностного воспитания решаются следующие задачи:
Публикация «Конспект занятия (НОД) по патриотическому воспитанию „Наша малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- развитие коммуникативных качеств: умение общаться, дружить;
- формирование социальных навыков: умение разрешать конфликтные ситуации, договариваться, соблюдать очередность;
- развитие уверенности в себе, самостоятельности;
- развитие чувств и эмоций.
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и могут мешать воспитательно-образовательному процессу в целом. Поэтому педагог должен внимательно и умело корректировать разногласия.
Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже на втором, третьем году жизни. Характер детских отношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти-семи летние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности. Между некоторыми из них устанавливаются особо дружеские взаимоотношения: они предпочитают вместе играть, трудится, разговаривать, делится радостями и огорчениями.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественно значимых качеств личности:
- уважение к окружающим,
- ответственность,
- отзывчивость,
- доброжелательность,
- коллективизм,
- трудолюбие.
Ориентируясь на эти задачи, воспитатель должен не только поощрять избирательную дружбу, но и вместе с тем воспитывать в детском коллективе такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы.
Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выручка, детская ссора, безразличие, и задать вопросы: что значит дружить, как поступаю друзья, какую конкретную помощь можно оказать товарищу?
Особое внимание необходимо уделять игровой деятельности. Именно игры вносят много нового во взаимоотношения между детьми, побуждают их к сотворчеству, благоприятно сказываются на психической и эмоциональных сферах.
Игра помогает решать социально важные задачи:
- готовить детей к определенным видам деятельности и социальным ролям,
- разрешать конфликтные ситуации,
- развивать эмоционально-волевую сферу,
- предупреждать агрессию, страхи, замкнутость, сложности в общении,
- осуществлять налаживание внутригрупповых отношений.
Игра «Цветик –семицветик»
(Материал - разноцветный цветок из бумаги, на каждом лепестке с обратной стороны задание)
- В этот день, друзья,
Здесь собрались мы не зря.
В руки нам попал цветок,
Не один в нем лепесток,
Лепестков в нем целых семь
Это значит, хватит всем.
Лепесточек отрывайте
и заданье получайте.
1 лепесток – «Назови пословицы и поговорки о дружбе»
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
Старый друг, лучше новый двух;
Сам пропадай, а товарища выручай)
2 лепесток – «Русские народные сказки о дружбе и взаимопомощи»
(«Репка», «Теремок», «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса»)
3 лепесток – «Стихотворение о дружбе, о взаимопомощи»
(«Уронили мишку на пол.»
4 лепесток – «Песни о дружбе»
(Шаинский «Если с другом вышел в путь»,
«Вместе весело шагать», «Пропала собака»)
5 лепесток – «Традиции Вашей группы, способствующие формированию дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
(Дни рождения, коллекционирование, Утро радостных встреч, изготовление подарков).
6 лепесток – «Какие виды игр способствует развитию дружеских взаимоотношений»
(Сюжетно-ролевые, подвижные игры, конструирование, театрализованные игры)
7 лепесток – На каких занятиях дети объединяются в коллективы для выполнения поставленных задач.
(Изодеятельность – коллективное творчество, развитие речи – творческое рассказывание, музыкальные занятия – танцы, пение; физкультура – подвижные игры, соревнования)
Игра «Друзья»
Цель: учить проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей, учить чувствовать настроение и желания друг друга.
Ход игры:
Воспитатель спрашивает, что обозначают слова «Друг», «знакомый». Чем они отличаются. Дети-друзья делятся на пары: первый начинает предложение, второй его заканчивает. Если второй отвечает правильно, как подумал, задающий вопросы, то он получает фишку.
Вопросы:
- моя любимая игрушка….
- мои любимые сладости…
- моя любимая еда…
- моя любимая песня…
- мой любимый человек…
- мое любимое занятие дома…
- мой любимый праздник…
- мой любимый фильм…
- где я люблю отдыхать…
Игра «Клубочек»
Цель: воспитание доверия друг к другу, чувство ответственности за другого, чувство единства и значимости для других.
Ход игры:
Дети сидят по круг и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка высказываниями своих желаний. Когда клубок возвращается к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое.
Игра «Почта»
Цель: учить задавать открытые вопросы, выполнять общие действия.
Ход игры:
Между участниками игры и водящим идет диалог.
Водящий: Динь, динь, динь!
Дети: Кто там?
Водящий: Почтальон.
Дети: Откуда?
Водящий: Из Новоивановского.
Дети: А что там делают?
Водящий: Летают (плавают, смеются, танцуют, умываются и т. д.)
Игра «Горная тропинка»
Цель: учить уступать друг другу, быть терпимыми, учить предупреждать конфликты, помогать друг другу.
Ход игры: перед игрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят беседу по ее содержанию:
- Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
- Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?
- как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Начинается игра.
- Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Дети разбиваются на пары, и двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.
Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?» Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы.
Памятка
для педагогов и родителей.
Дружеские взаимоотношения между детьми будут развиваться успешно, если и педагоги, и родители будут учитывать следующие рекомендации:
1. Поддерживайте любые, даже самые маленькие успехи ребенка.
2. Хвалите за конкретное дело, поступки, действия.
3. Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет ребенка в глазах сверстников.
4. Помните отрицательная оценка – враг интереса и творчества.
5. Поддерживайте веру ребенка в свои силы, высказывая уверенность в успехе «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Молодец! Как у тебя все хорошо получается!»
6. Верьте в ребенка. Он не должен видеть страхи и сомнения родителей. Оптимизм родителей поддерживает у ребенка веру в успех, уверенность в себе.
7. Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свои способности.
8. Почаще обнимайте ребенка. Доказано: для хорошего самочувствия ребенку необходимо, чтобы его обнимали или ласково прикасались к нему минимум 12 раз в день, а взрослому человеку достаточно 8 раз.
Над этим стоит задуматься!
Как часто вы говорите детям…
- Я сейчас занят (а!
- Уйди и не мешай!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Ты никогда ни чему не научишься!
Все эти слова остаются в сознании ребенка на долго. Не удивляйтесь, если ребенок отдалился от Вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали!
- Мы очень рады за тебя!
- Расскажи мне, что с тобой!
ЛИТЕРАТУРА:
Кульневич С. В. Педагогика личности. От концепций до технологий. –
Ростов-н/Д, 2001
Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников -
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
Шахманова А. Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного
возраста - М. «Школьная Пресса», 2008
. Кульневич С. В. Педагогика личности. От концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001
Петровский А. В. Общая психология - М. : Издательство «Просвещение»,1970.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2001