Людмила Сучкова
Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные технологии взаимодействия педагога с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Людмила Федоровна Сучкова
МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка»
Воспитатель высшей категории
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ об образовании ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничества взаимодействия и доверительности. Семья и детский сад не смогут заменить друг друга, даже имея свои особые функции. Поэтому очень важно установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями для успешного воспитания детей.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Эффективные технологии взаимодействия педагога с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом, целью взаимодействия ДОУ с семьей является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей в соответствии ФГОС является:
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» все дошкольные образовательные учреждения РФ обязаны разработать и реализовать образовательную программу, на основе ФОП. Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. определяет основные принципы и цели дошкольного образования, направленные на гармоничное физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей.
Цель ФОП ДО — создание единого «образовательного пространства», с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.
Задачи взаимодействия с родителями.
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Первым и, возможно, самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система. Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания.
Вторым ключевым аспектом является грамотное планирование образовательной работы, учитывая возрастные особенности детей. ФОП ДО предусматривает специфические цели и задачи для различных возрастных групп дошкольников.
Это означает, что образовательные методы и подходы должны быть адаптированы к конкретным потребностям детей в зависимости от их возраста и уровня развития. Дети на разных этапах своего развития нуждаются в разной поддержке и воспитании. Педагоги и специалисты должны знать, какие задачи стоят перед детьми определенного возраста, и вместе с родителями разрабатывать подходящие стратегии.
Третьим секретом успешной работы является использование активных форм взаимодействия, включающих родителей в образовательный процесс. Это может включать в себя организацию родительских мастер-классов, семинаров, педагогических совещаний и других мероприятий, на которых родители могут учиться, обсуждать вопросы воспитания и развития детей, а также активно участвовать в жизни дошкольного учреждения.
Четвертым секретом успешной работы с родителями – это проявление психологической грамотности и умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В процессе взаимодействия могут возникать разногласия и непонимание. Педагоги и специалисты должны быть готовы к адекватной реакции, проявлять эмпатию и умение слушать родителей, а также уметь находить конструктивные решения для разрешения конфликтов.
Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Ключевой момент во взаимодействии детского сада и родителей - это преследование единой цели в воспитании и развитии ребенка. Педагог должен занимать новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию с детским садом, сделать его конструктивным, объединить родителей для решения насущных проблем воспитания и развития детей дошкольников.
Прежде чем приступить к более тесному взаимодействию с родителями 2 младшей группы, я провела анализ социологический паспортов семей воспитанников. Изучение семей воспитанников позволило мне выявить особенности в структуре родственных связей каждой семьи, определить стиль жизни семьи, ее уклад и традиции, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Следующий этап моей работы было проведение анкетирования родителей «Изучение потребностей родителей, дети которых посещают детский сад».
По результатам анкетирования, я определила для себя следующие задачи по взаимодействию с родителями группы:
- установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй;
- сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
- повысить степень вовлеченности родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Для решения поставленных задач я использовала следующие формы взаимодействия с родителями:
1. просветительские: оформление папок-передвижек, выпуск информационных папок, консультации, родительские собрания, организация совместных мероприятий;
2. исследовательские: анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование;
3. практические: семинары-практикумы, конкурсы, совместные праздники и развлечения, акции, трудовая деятельность.
Дальнейшая работа была построена и направлена на то, чтобы обеспечить эффективность участия родителей в жизни своих детей, повышение уровня их психолого-педагогических знаний, что в свою очередь способствовало бы успешному усвоению дошкольниками основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Ожидаемый результат:
- Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса в детском саду;
- Совместная деятельность родителей и педагогов оказывает положительное влияние на развитие и воспитание воспитанников группы;
- Повышение уровня у родителей педагогической компетентности в области обучения и воспитания детей;
- Активное включение родителей в процесс организации и проведения совместных мероприятий.
Первое знакомство с родителями происходит во 2 младшей группе. Первое собрание «Путешествие в страну знаний» позволило поближе познакомиться с родителями. Оно началось со знакомства с помещениями группы, ведь каждый родитель хочет увидеть место где его ребенок проводит день.
Дети-выпускники группы передали малышам куклу «Радужку», которая является символом нашей группы. Ее изготовили родители выпускников.
Также на этой встрече был составлен план взаимодействия с родителями на учебный год. Для реализации плана были использованы такие формы работы как: тематические беседы встречи-консультации -«Душевный разговор», семинар-практикум - «Упрямство и капризы», «Кризис 3 лет», «Возрастные особенности ребенка»
Мастер-классы «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми», «Чем занять малыша в дороге».
Совместно с родителями ввели традицию празднования «День именинника».
Родители принимали участие в совместных мероприятиях
Групповые выставки – «Подарки папам», «Мамы руки не для скуки», в мае «Вот и стали мы на год взрослей» совместно с детьми как эффективный метод активизации родителей, городской конкурс «Дорога в завтра», городской конкурс «Норильск мой город»; конкурс ДОУ «Огород на окне» (I место); групповые выставки поделок ежегодно «Лето красное прошло», «Герои сказок с полей и огородов», «Мамы руки золотые», «Зимние узоры», «Защитники».
принимали родители активное участие в городской акции «Марафон добра»;
Все используемые формы работы подчинены основной цели взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогом.
В результате целенаправленной работы с родителям во 2 младшей группе, я отметила «включенность» родителей в образовательный процесс. Это отражалось в количественном показателе присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний; присутствие родителей на детских праздниках; участие в выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Также отмечала такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Проведя анализ работы, выявилось то, что увеличилось число родителей – активистов; выросло количество родителей – исполнителей и уменьшилось количество родителей-наблюдателей.
Продолжая работу с родителями в следующей возрастной группе, было предложено родителям использовать технологию «Родитель-заместитель». Технология «Родитель-заместитель» является эффективной формой взаимодействия с родителями.
Моя работа была построена и направлена на то, чтобы обеспечить эффективность участия родителей в жизни своих детей, повышение уровня их психолого-педагогических знаний, что в свою очередь способствовало бы успешной социализации и усвоению дошкольниками основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Основные задачи работы по внедрению данной технологии:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника
2. Объеденить усилия для развития и воспитания детей
3. Создать атмосферу взаимопонимания общности интересов эмоциональной взаимоподдержки
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Применяя в своей работе технологию «Родитель-заместитель» придерживалась следующих принципов:
-Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в группе;
-Принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется с помощью общения;
-Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания
В ходе взаимодействия с родителями был разработан план мероприятий с включением непосредственного участия родителей, в роле родителя-заместителя.
Благодаря тесному взаимодействию активно развивалась развивающая предметно-пространственная среда группы: созданы коллекции «Семян», «Насекомых», «Игрушки киндер», с помощью родителей в природном центре был сделан лепбук «Огород».:
Создав альбом с фотографиями мам и пап на работе, детям стали интересны личные встречи с родителями, на которых взрослые с удовольствием рассказывали о своих профессиях: «Папины профессии». «Мамины профессии».
традиционным стал «День именинника»
Родители являлись непосредственными участниками мероприятий группы: «Коляда отворяй ворота», «День здоровья».
Во время совместной деятельности по конструированию «Друзья - притворяшки», «Военная техника» - родители оказали помощь в изготовлении мягкого конструктора.
к празднику 23 февраля родителями организован «Конкурс чтецов» среди воспитанников группы, а также изготовлены атрибуты и подготовлены дипломы к конкурсу.
Во время тематической недели «Театр и дети» совместно с родителями был организован показ сказок «Добрый Паучок», «Муха цокотуха».
А тематическая неделя «Фольклор и народные промыслы» завершилась показом представления «Город мастеров», где дети, подготовленные родителями, рассказывали о мастерах Дымки, Гжели, Городца и Хохломы.
По инициативе пап группы был организован и проведен совместный мастер-класс «Фоторамка для мамочки», приуроченная ко Дню Матери. К маминому дню папы нашей группы собрались с целью изготовления рамок для фото мамы, так появилась выставка «Фоторамка для мамы»
Родители организовали участие группы в акции «Марафон добра». Были собраны и переданы рождественские подарки и угощения для детей из малообеспеченных семей.
Такая форма работы, как родители-заместители, способна помочь родителям овладеть навыками общения со своим ребенком. Все используемые формы работы подчинены основной цели взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогом.
Анализ проведенной работы показал, что технология «Родитель заместитель» помогает эффективно организовывать сотрудничество с родителями и повысить степень включенности их в образовательный процесс, изменяя позицию родителей по отношению к детскому саду.
На протяжении нескольких лет, совместно с родителями и воспитанниками, мы принимали участие в социальной акции «Добрые дела», изготавливая игрушки, подарки на Рождественские праздники детям из Норильского детского дома.
В старшем дошкольном возрасте, с согласия родителей и детей, мы начали реализацию технологии «Дети-волонтеры», решив создать в нашей группе волонтерское движение под названием «Радужные волонтеры» с привлечением родителей.
Родители–волонтеры- это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств.
Совместно с родителями и детьми был разработан социально-образовательный проект, цель которого было объедение во едино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста, и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы «Радуга»
3. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
Вместе с родителями и детьми разработали символику для детей нашей группы и изготовили флаг и значки. Наши маленькие волонтеры начали свою работу.
Волонтеры помогали малышам в режимных моментах.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач доу. Она решается во всех видах деятельности, важно и воспитание в семье, поэтому серьезную роль играет формирование патриотических качеств у современных родителей, ведь патриота может воспитать только патриот, человек знающий и любящий историю и свою Родину. У нас группа многонациональна и на встрече с родителями было предложено из отпусков привозить национальные предметы и сувениры своей малой родины. Так у нас в группе появился центр «Юный патриот». Дети приезжая из отпусков рассказывали, где были и что видели.
Родители активно принимали участие в развитии развивающей среды группы. Совместно с родителями были изготовлены: демонстрационное пособие «Звуковой город», настенный лепбук в форме машин, в которых разместились правила дорожного движения, игры, лабиринты, раскраски, изображения дорожных знаков и названия разных видов транспорта.
Родители оказали помощь в подготовке атрибутов, костюмов, а также в организации и проведении для малышей циркового представления «Цирк ШАПИТО», а также театрализованных представлений, по мотивам сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», показа для сверстников сказочного представления «Рождественская сказка».
Можно сделать вывод о том, что технология волонтерское движение является эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников которая способствует повышению активности родителей в жизни детского сада.
Эффективность применения данной технологии, организация деятельности волонтёрского движения в детском саду, доказывают следующие результаты работы:
- Увеличилось количество активных родителей, которые стали проявлять интерес к жизни группы и детского сада в целом;
- Родители регулярно и массово начали посещать мероприятия, участвовать в их организации и проведении.
- Отмечается высокий уровень «включенности» родителей в образовательный процесс.
Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Анализ работы показывает, что необходимо в дальнейшем грамотно планировать образовательную работу по взаимодействию педагогов с родителями и продуктивно организовывать сотрудничество с родителями повышать эффективность дальнейшего образовательного процесса, изменять позицию семей по отношению к детскому саду.
успехов во взаимодействии с родителями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация общения между взрослыми в детском саду, должна быть направлена на реализацию педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями, с учетом современных требований и приносить весомые результаты.
Проанализировав результаты практической деятельности по взаимодействию с родителями, с уверенностью могу сказать, что используемые формы работы с семьями воспитанников – эффективны, однако необходимо и дальше совершенствовать их, учитывая запросы современных родителей, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.
А также не стоит забывать о том, эффективность применения любых технологий, форм и методов в работе с родителями полностью зависит от эмоциональности, заинтересованности и уровня педагогической компетентности воспитателя.
Коллеги! Желаю Вам творческих и профессиональных успехов!