Наталья Барскова
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников посредством использования инновационных технологий»
Семинар – практикум для воспитателей
"Развитие связной речи дошкольников посредством использования инновационных технологий"
СЛАЙД 1
Уважаемые коллеги! Сегодня в нашем ДОУ проходит семинар – практикум по теме : «Развитие связной речи дошкольников посредством использования инновационных технологий».
СЛАЙД 2
По слайду
СЛАЙД 3
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие связной речи дошкольников посредством использования инновационных технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний с двумя замками, попробуем их открыть. Первый замок откроется после того, как мы поближе познакомимся.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Давайте познакомимся», чтобы установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроиться на совместную работу.
После игры открывается первый замок.
Второй замок откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь. Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в работе по развитию связной речи. А вы? (ответы участников семинара – практикума).
СЛАЙД 4
Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара – практикума и представляет наш девиз:
Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Любить! Творить!
Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!
А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и будем делать.
СЛАЙД 5
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающим. Однако, развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
СЛАЙД 6
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
СЛАЙД 7-9
По слайдам
СЛАЙД 10
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимется вопрос о применении инновационных технологий в детском саду, т. к. внедрение инноваций в работу ДОУ – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Поэтому тема нашего семинара – практикума будет звучать: «Развитие связной речи дошкольников посредством использования инновационных технологий»
СЛАЙД 11
По слайду
СЛАЙД 12
Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна, когда ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять загадки. На заключительном этапе дети вполне справляются с составлением метафор
СЛАЙД 13
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака
СЛАЙД 14
Пример
СЛАЙД 15
На пятом году жизни тренинги усложняются:
В составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята)
СЛАЙД 16
В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, ка только что выпавший снег)
В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (по цвету, форме, действию и т. д.). при этом ребенок сам выбирает какие – либо значения данного признака.
Например, дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак – цвет, а его значение – золотистое, выбрано ребенком)
СЛАЙД 17
Традиционно в дошкольном возрасте работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми используются три основные модели составления загадок
СЛАЙД 18-19
По слайду
СЛАЙД 20
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой части, а потом в правой)
ДАЛЕЕ ПО СЛАЙДУ
СЛАЙД 21
По слайду
СЛАЙД 22
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким – либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
СЛАЙД 23-26
По слайдам