Наталья Борисова
Семинар-практикум для воспитателей «Пути формирования связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Современные образовательные технологии
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Пути формирования связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
• Сенсорно-графическая схема (Воробьёва В. К.)
• Блок –квадрат (Глухов В. П.)
• Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
• Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.)
• Коллаж (Большева Т. В.)
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Методика развития связной речи
В. К. Воробьевой (картографическая схема)
В. К. Воробьевой разработан такой способ, показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно продемонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – ЦЕПНОЙ РАССКАЗ
Предъявляя графическую схему необходимо объяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе. Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.
Давайте с вами посмотрим на рассказ.
Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Наталья и я – настойчивая».
Предметно-схематические модели Т. А. Ткаченко
Главной целью данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах, временах года и др. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:
В области знаний:
• ознакомление детей с моделями и картинно-графическими схемами;
• обучение последовательности описания;
• совершенствование монологической речи;
• увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
• повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании у детей красивой, образной речи
В области умений:
• развитие связной речи детей;
• развитие умственных способностей детей;
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Коллаж Большева Татьяна Викторовна
Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллаж – это учебное пособие. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
Коллажи «Узнай сказку»
(опираясь на картинки дети узнают знакомые сказки)
Синквейн – новая технология в развитии речи
дошкольников
Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Синквейн– нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка - тема - называется одним словом,
2 строка - это описание темы - в двух словах,
3 строка – это действия - в трёх словах,
4 строка – это предложение из четырёх слов,
5 строка - это одно слово, которое выражает настроение.
Пример
1. Ежик
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится маленький ежик.
5. Лес.
При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ»
Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры.
- Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
Занятие по методики развития связной речи
В. К. Воробьевой
Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.
Сейчас сядет тот, кто правильно назовет домашние животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.
Молодцы!
Дидактическая игра «Кто, чем питается»
Педагог предлагает в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем) сообщается в нем
Чтение рассказа:
Наша Мурка всем на удивленье любила мед.
Запах меда шел из малинника.
В малиннике стоял улей.
Улей охраняли пчелы.
Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.
Теперь Мурка близко не подходит к меду.
После прочтения рассказа, ребята из банка предметных картинок отбирают только те, о которых говорится в нашем рассказе.
Уточняя значение слова «улей», предлагается ряд картинок: скворечник, дупло, собачья будка.
- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.
Первый квадрат – это первое слово, далее стрелка- это тоже слово, второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение.
Посчитаем количество предложений в нашем рассказе.
Далее дети находят предметные картинки к первому предложению и заполняют строчку.
Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.
Сосредоточим внимание детей на первых двух предложениях, закрыв весь текст экраном.
- Что интересного заметили?
- Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.
- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.
Помните, как мы с вами делали новогоднюю гирлянду? Покажите пальчиком, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют РАССКАЗ.