Орлова Светлана
Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: обобщать знания воспитателей о русском фольклоре.
Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов, пополнить копилку игр, загадок, пословиц, для воспитанников, воспитывать патриотические чувства, позитивные отношения к народному творчеству.
План.
1. Вступительное слово.
2. Педагогический тренинг.
3. Мозговой штурм.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Викторина «Заморочки из бочки»
5. Пословицы «Пословицы неспроста молвятся»
6. «Сказка»
7. Игра-эстафета «Репка».
8. «Скажи быстро»
Ход семинара-практикума :
Воспитатели входят и делятся на 2 команды (используют цветные резинки). Участникам предлагается ответить на вопросы, за правильный ответ получают фишку. Победит та команда, у кого больше фишек. Придумайте название своей команды.
1. Ведущий:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры – нет воспитания – нет духовности, нет личности, без личности – нет народа как исторической личности». Мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни, которые называли календарными.
Весна – это детство пора зарождения, формирование роста, лето – юность – пора цветения, созревания плодов, осень – время полной зрелости, сбора урожая, зима – старость, время долгого отдыха и сна.
Народное искусство – это глубокий незамутнённый источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.
2. Педагогический тренинг.
В связи с выше сказанным я предлагаю тренинг:
1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
2. Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);
3. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);
4. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);
5. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
3. Мозговой штурм.
Ведущий. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде
1. Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома,
2. Народное искусство, свойственное какой-либо местности? (промысел,
3. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева? (Богородское,
4. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец,
5. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий? (стека,
6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм? (дымково,
7. Бело-синее чудо? (гжель,
8. Чередование элементов росписи в определённом порядке? (узор).
4. Викторина «Заморочки из бочки»
1. Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка,
2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина,
3. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка,
4. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка,
5. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица,
6. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор).
5. Пословицы неспроста молвятся
Ведущий. У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз?
Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды (поочередно каждой команде)
1. Маленькое дело – (лучше большого безделья).
2. Волков бояться – (в лес не ходить)
3. Семеро одного – (не ждут)
4. Окончил дело – (гуляй смело)
5. Делу время – (потехе час)
6. Окончил дело – (гуляй смело)
7. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
8. В гостях хорошо – (а дома лучше)
Ведущий. Перед вами на столах в конвертах спрятаны пословицы. Предлагаю игру «Собери пословицу»
1. СЕМЬ РАЗ ОТ-МЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТ-РЕЖЬ.
2. ВОЛ-КА НО-ГИ КОР-МЯТ
3. ДОБ-РОЕ СЛО-ВО И КОШ-КЕ ПРИЯТ -НО
4. ЛЮ-БИШЬ КА-ТАТЬ-СЯ - ЛЮ-БИ И СА-НОЧ-КИ ВО-ЗИТЬ
6. «Сказки».
Ведущий. В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.
1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба Яга)
2. Имя сестры Бабы-Яги, хозяйки болот (Кикимора)
3. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
4. какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц»
5. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби (Волк).
6. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок).
7. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
8. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козленочка).
9. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
10. Какой вид энергии использовала Баба-Яга летая в ступе? (Нечистую силу).
7. Игра-эстафета «Вытащи репку»
У стены за ограниченной линией в двух колоннах стоят участники игры.
В каждой команде – Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка.
Напротив, команд на расстоянии десяти шагов стоят два стула, к их спинкам прикреплены нарисованные репки. По сигналу бегут Дедки, обегают каждый свою репку, берут за руку Бабку и бегут вдвоем, затем втроем и так далее. Последними присоединяются Мышки. В конце игры вся колонна выстраивается за репкой. Выигрывает команда, которая первой прибежит к репке.
8. «Скажи быстро»
- Прошкина Шавка укусила шапку, бьет Пашка шапкой Прошкину Шавку.
- Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
Ведущий. Молодцы, вы много знаете и детей этому научите!
Будьте здоровы, живите богато!