Татьяна Кузнецова
Семинар-практикум для воспитателей «Брей-ринг. Повышение экологической компетенции педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность
в сфере экологии; установить тесное сотрудничество между педагогами всех садов, совершенствовать профессиональное мастерство педагогов.
Подготовка к семинару – практикуму :
1. Подобрать вопросы для деловой игры и видеоматериал, составить конспект.
2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
3. Педагогам :
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Брей-ринг, Повышение экологической компетенции педагога“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- представить участников своего детского сада;
- подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста с командой соперников;
- придумать сказку экологического содержания по темам :
«Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь», инсценировать ее.
Ход семинара:
Вступительное слово.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою!
На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.
Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.
Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга.
(участники представляют свои команды)
Вед. Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии – зеленую; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.
Воспитатели выполняют задание.
Вед. На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим 4 красные фишки и 8 желтых. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.
Что же такое экология?
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Разминка
Вед. В качестве небольшой разминки мы предлагаем вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.
НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД
СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ
ЛАБОРАТОРИЯ НАСЕКОМЫЕ
МИНЕРАЛЫ РАСТЕНИЯ
Вед. А сейчас объединитесь в группы в зависимости от того, какого цвета буквы вы использовали, собирая слова.
(4 группы рассаживаются за столики определенного цвета)
Конкурс 1
В следующем задании необходимо быстро отвечать на вопросы, которые появляются на экране.
1. У какой птицы самый длинный язык?
2. Кого называют листопадничками?
3. Наука о животных?
4. Что ест зимой жаба?
5. Кто такой ихтиолог?
6. Какое дерево называют прадедом прадедов?
7. Самец кукушки?
8. Какая нить в природе самая тонкая?
9. Какую траву любят кошки?
10. Самая высокая трава?
1. кого называют настовичками?
2. Лесной петух
3. Что означает плач берёзы весной?
4. Наука о растениях
5. Трава от 99 болезней
6. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
7. Пингвин птица или животное?
8. какое дерево самое толстое на земле?
9. Кто такой орнитолог?
10. Какая охота разрешена в любое время года?
Конкурс 2. Игра «Ассоциации»
Вед. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветет как роза», «работает как лошадь», «устала как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к тому человеку, чье имя указано в конверте, не называя его.
Педагоги составляют рассказ, используя предлагаемый план, остальные участники пытаются догадаться, о ком идет речь.
Конкурс 3 Кроссворд
А теперь, уважаемые коллеги, нужно внимательно слушать вопросы, чтобы ответить на вопросы кроссворда. Тема «Состав почвы».
1. Верхний плодородный слой земли.
2. Насекомое, повышающее урожай.
3. Жидкость, входящая в состав почвы.
4. Самая богатая перегноем почва.
5. Газообразное вещество почвы.
6. Вещество почвы, которое плохо пропускает воду.
7. рыхлое вещество в почве.
Вед. Что ж, устали вы чуть- чуть?
Предлагаем отдохнуть!
Музыкальная пауза. Релаксация.
Все участники рассаживаются на свои места. Звучит тихая, спокойная музыка с пением птиц, журчанием ручейка.
Конкурс 4 Загадки-иллюстрации
Загадки о природе- одни из самых древних загадок. Подмечалась каждая деталь, особенность, внешний вид и качественные признаки объектов. Поэтому в загадках о природе так часто используется сравнение: снег сравнивается с пухом, радуга –с коромыслом, звёзды- с горошинами. Вот и сейчас мы предлагаем нашим участникам показать привычные и известные предметы с новых сторон.
Ведущий показывает слайд, предлагая участникам применить полученные знания
Конкурс 5 «Угадай по пантомиме»
Педагогам предлагается при помощи пластики, мимики, жестов изобразить животное или птицу. Задача соперников как можно быстрее отгадать.
Конкурс 6 «Народные приметы»
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Из опыта работы.
Дидактические игры по экологии.
Вед. Экологическая культура –это не только эмоциональное восприятие,
(умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу, но и конкретные действия.
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.
Дидактическая игра – это и метод обучения, и метод самостоятельной деятельности. Она способствует формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы и. т. д.
Напомним вам 5 принципов обучающих игр:
• Дидактическая игра не должна быть трудной.
• В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия
• Ребенку важно до трех лет усвоить некоторые фрагменты игры, в которые затем вольется последующий развивающий материал.
• Заметив угасание интереса ребенка к дидактической игре, необходимо переключить его внимание, т. е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.
• Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т. е. не пугаться заглядывать вперёд, в неизвестное для малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.
Вашему вниманию хотим представить дидактические игры, изготовленные своими руками, которые активно используются в работе.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Домашним заданием было придумать сказку экологического содержания по темам : «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».
(Участники обыгрывают подготовленные сказки).
Вед. Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии» : желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности
в этой области достаточно высок».
Воспитатели выполняют задание.
Вед. Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.