Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования» (9 фото)

Вера Говорухина
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 22 “Почемучка” муниципального образования г. Саяногорск

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ

для слушателей ГМО

«Продуктивная деятельность»

«Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству»

Подготовила: Говорухина В. В.

воспитатель

2017г.

Семинар-практикум.

Темочки:

Тема: «Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству»

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;

- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

- Дать практические умения в нетрадиционных техниках рисования.

Методическое обеспечение:

-выставка методической литературы по данной теме;

-выставка дидактического демонстрационного материала для использования в работе с детьми;

- выставка коллективной работы.

Оборудование и материалы:

Проектор, экран, столы накрытые клеенкой, стулья, материалы, подготовленные для различных техник нетрадиционного рисования, салфетки.

План проведения.

1. Теоретическая часть.

«Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству».

2. Практическая часть.

Освоение различных техник нетрадиционного рисования : "монотипия", «Граттаж», "набрызг", "кляксография", "восковые мелки+акварель".

3. Рефлексия.

«Наряди дерево»

Ход семинара-практикума.

1. Теоретическая часть.

- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверен-ный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи - изобразительная деятельность детей в детском саду. Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Что можем сделать мы, воспитатели, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка, приносило детям только положительные эмоции?

Слайд № 1

В. А. Сухомлинский говорил:

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем, умнее ребенок».

Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.

Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается.

К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.

Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное - поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.

Приобретая эти качества с детства, нам не просто освободиться от них и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

• ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы);

• отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);

• исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.

• И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям - камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т. д. Первым попавшим камушком, гвоздиком, веточкой пробует порисовать на чем-либо.

Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!

То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.

Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.

Я считаю, что не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия.

Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Как же понимать значение слова нетрадиционно?

Нетрадиционно – значит, не основываясь на традиции, не по заведенному обычаю, нестандартно, оригинально, неповторимо, по-своему, на новый лад.

То есть можно рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами или мелками на асфальте. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей больше, потому что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лыковой И. А. «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

• развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;

• научить создавать свой неповторимый образ в рисунках;

• развивать воображение и творческие способности детей;

• побуждать ребенка экспериментировать;

• развивать мелкую моторику рук;

• получать эстетическое удовольствие от работы.

Для каждого возраста нужно придерживаться разным приемам нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование необходимо начинать с чтения, рассматривания, наблюдения явления или предмета, который нужно изобразить, далее объяснить технику рисования.

Хочу познакомить вас с некоторыми техниками, которые я применяю в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста использовала интересные и доступные техники рисования, такие как:

• Кляксография

Самое увлекательное в процессе рисования - волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей капаешь на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предлагаешь им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета.

Клякса прыгает и скачет

По листочку, словно мячик,

Вправо-влево наклонилась,

Снова в лужу превратилась.

Помоги ей стать мышонком,

Неуклюжим медвежонком

Или бабушкой-старушкой,

Или девочкой-резвушкой.

Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!

Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляют свою фантазию, дорисовывают только мелкие детали. Получаются интересные работы - драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др.

Рисование пальчиками

Малыш опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.

Работу начинали с одного цвета, далее использовали 2-3 цвета.

Рисование ладошкой

Ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки. Затем делает отпечаток ладошкой на бумаге. Дополняют свой отпечаток какими-то элементами, и рисунок готов. А как любят малыши окрашивать ладошку друг другу! Столько радости, удовольствия появляется на лице у обоих.

Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.

Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант — пасхальные наборы, перемешать до однородной массы.

Рисование овощами привлекает детей своей необычностью. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

• Одной из разновидностей печаток является тампонирование.

Для этого увлекательного занятия мы используем поролоновые тампоны разных размеров на палочках. Дети набирают краску и рисуют мягким прикосновением к бумаге.

Рисование точками (точечный рисунок) .

Ватную палочку окунаем в густую краску, ставим его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинаем изображать точками. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

• Отпечатки пробками увлекают детей своей простотой и быстротой. Используем пробки разного размера и материала. Небольшое количество краску наливаем в тарелочку (штемпельную подушку), пробку опускаем в краску и наносим отпечаток на бумагу, получился кружок, а дальше ребенок начинает фантазировать и придумывать, что из этого кружка может получиться.

Детей среднего дошкольного возраста начинаю знакомить с более сложными техниками :

• Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.

Техника восковые мелки + акварель

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Рисунок закрашивает мелками нужного цвета, затем тонируют лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

• Нравится детям техника рисования мятой бумагой.

Ребенок прижимает смятую бумагу к блюдечку с небольшим количеством краски (можно использовать штемпельную подушку и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и мятая бумага.

• С удовольствием ребята начали осваивать технику рисования «Монотипия».

Складывается лист бумаги пополам и на одной его половинке рисуется половина изображаемого предмета. Затем снова складывается лист пополам. На второй половине листа отображается часть рисунка. В этой технике в основном рисуются симметричные предметы.

Детей старшего дошкольного возраста планирую познакомить с еще более сложными техниками нетрадиционного рисования :

• Набрызг.

Суть этой техники состоит в разбрызгивании капель краски. У детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

• Очень необычным получается оттиск листьями.

В старшей и подготовительной группе гуляя с детьми на участке детского сада, при прогулках с родителями по городу, в лесу, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске, высушить их. Затем листья покрываются краской, окрашенной стороной кладется на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Рисование в технике «Граттаж»

Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность.

"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки".

Первый способ:

1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи.

Второй способ:

1 шаг. Делаем фон гуашью. Белый лист картона разделите на две части по горизонтали. На нижнюю нанесите гуашь синего цвета, а на верхнюю - гуашь жёлтого цвета.

2 и 3 шаг повторить, как в первом способе.

Есть еще и третий способ - закрасить картон разноцветными пятнами, тогда может получиться следующая картина:

В дальнейшем планирую продолжить работу над нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

Убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать творческую личность

В своей работе я пользуюсь, и буду продолжать пользоваться простым правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые

2. Практическая часть.

Я предлагаю вам сегодня попробовать нарисовать картину в нетрадиционной технике «Граттаж». Для этого необходимо придумать сюжет и воплотить его в жизнь.

Для вас подготовлены грунтованные листы и зубочистки. Дайте волю вашей фантазии!

3 Заключительная часть. Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Сегодня мы расширили и систематизировали знания о нетрадиционных техниках рисования. Закрепили практические умения при изготовлении картины в нетрадиционной технике «Граттаж».

Рефлексию проведем в виде игры «Наряди дерево»

Спасибо за участие.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-511293-1577240823.jpg[/IMG]

Фото «Нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикум для воспитателей - фото
Семинар практикум для воспитателей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Почемучка муниципального образования г Саяногорск СЕМИНАР ПРАКТИКУМ для слушателей ГМО Продуктивная деятельность Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования путь к свободе и творчеству Подготовила Говорухина В Семинар практикум Темочки Методические материалы для педагогов и воспитателей Нетрадиционные техники рисования Педсоветы семинары тренинги для педагогов Рисование Дать практические умения в нетрадиционных техниках рисования

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Фотоотчет о мастер-классе для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные техники рисования, рисование шариками Марблс»Фотоотчет о мастер-классе для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные техники рисования, рисование шариками Марблс» Марблс- это сияющий стеклянный шарик, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Игры с шариками Марблс.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 05:04
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Говорухина (УИ 511293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД