Вера Говорухина
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 22 “Почемучка” муниципального образования г. Саяногорск
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ
для слушателей ГМО
«Продуктивная деятельность»
«Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству»
Подготовила: Говорухина В. В.
воспитатель
2017г.
Семинар-практикум.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
Тема: «Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству»
Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.
Задачи:
- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
- Дать практические умения в нетрадиционных техниках рисования.
-выставка методической литературы по данной теме;
-выставка дидактического демонстрационного материала для использования в работе с детьми;
- выставка коллективной работы.
Оборудование и материалы:
Проектор, экран, столы накрытые клеенкой, стулья, материалы, подготовленные для различных техник нетрадиционного рисования, салфетки.
План проведения.
1. Теоретическая часть.
«Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству».
2. Практическая часть.
Освоение различных техник нетрадиционного рисования : "монотипия", «Граттаж», "набрызг", "кляксография", "восковые мелки+акварель".
3. Рефлексия.
«Наряди дерево»
Ход семинара-практикума.
1. Теоретическая часть.
- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверен-ный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи - изобразительная деятельность детей в детском саду. Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.
Что можем сделать мы, воспитатели, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка, приносило детям только положительные эмоции?
Слайд № 1
В. А. Сухомлинский говорил:
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем, умнее ребенок».
Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.
Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается.
К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.
Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное - поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.
Приобретая эти качества с детства, нам не просто освободиться от них и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:
• ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы);
• отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);
• исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.
• И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.
Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».
Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям - камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т. д. Первым попавшим камушком, гвоздиком, веточкой пробует порисовать на чем-либо.
Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!
То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.
Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.
Я считаю, что не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.
Как же понимать значение слова нетрадиционно?
Нетрадиционно – значит, не основываясь на традиции, не по заведенному обычаю, нестандартно, оригинально, неповторимо, по-своему, на новый лад.
То есть можно рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами или мелками на асфальте. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей больше, потому что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лыковой И. А. «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;
• научить создавать свой неповторимый образ в рисунках;
• развивать воображение и творческие способности детей;
• побуждать ребенка экспериментировать;
• развивать мелкую моторику рук;
• получать эстетическое удовольствие от работы.
Для каждого возраста нужно придерживаться разным приемам нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование необходимо начинать с чтения, рассматривания, наблюдения явления или предмета, который нужно изобразить, далее объяснить технику рисования.
Хочу познакомить вас с некоторыми техниками, которые я применяю в своей работе.
С детьми младшего дошкольного возраста использовала интересные и доступные техники рисования, такие как:
• Кляксография
Самое увлекательное в процессе рисования - волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей капаешь на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предлагаешь им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета.
Клякса прыгает и скачет
По листочку, словно мячик,
Вправо-влево наклонилась,
Снова в лужу превратилась.
Помоги ей стать мышонком,
Неуклюжим медвежонком
Или бабушкой-старушкой,
Или девочкой-резвушкой.
Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!
Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляют свою фантазию, дорисовывают только мелкие детали. Получаются интересные работы - драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др.
• Рисование пальчиками
Малыш опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.
Работу начинали с одного цвета, далее использовали 2-3 цвета.
• Рисование ладошкой
Ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки. Затем делает отпечаток ладошкой на бумаге. Дополняют свой отпечаток какими-то элементами, и рисунок готов. А как любят малыши окрашивать ладошку друг другу! Столько радости, удовольствия появляется на лице у обоих.
Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.
Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант — пасхальные наборы, перемешать до однородной массы.
• Рисование овощами привлекает детей своей необычностью. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.
• Одной из разновидностей печаток является тампонирование.
Для этого увлекательного занятия мы используем поролоновые тампоны разных размеров на палочках. Дети набирают краску и рисуют мягким прикосновением к бумаге.
• Рисование точками (точечный рисунок) .
Ватную палочку окунаем в густую краску, ставим его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинаем изображать точками. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
• Отпечатки пробками увлекают детей своей простотой и быстротой. Используем пробки разного размера и материала. Небольшое количество краску наливаем в тарелочку (штемпельную подушку), пробку опускаем в краску и наносим отпечаток на бумагу, получился кружок, а дальше ребенок начинает фантазировать и придумывать, что из этого кружка может получиться.
Детей среднего дошкольного возраста начинаю знакомить с более сложными техниками :
• Тычок жесткой полусухой кистью.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
•Техника восковые мелки + акварель
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Рисунок закрашивает мелками нужного цвета, затем тонируют лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
• Нравится детям техника рисования мятой бумагой.
Ребенок прижимает смятую бумагу к блюдечку с небольшим количеством краски (можно использовать штемпельную подушку и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и мятая бумага.
• С удовольствием ребята начали осваивать технику рисования «Монотипия».
Складывается лист бумаги пополам и на одной его половинке рисуется половина изображаемого предмета. Затем снова складывается лист пополам. На второй половине листа отображается часть рисунка. В этой технике в основном рисуются симметричные предметы.
Детей старшего дошкольного возраста планирую познакомить с еще более сложными техниками нетрадиционного рисования :
• Набрызг.
Суть этой техники состоит в разбрызгивании капель краски. У детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
• Очень необычным получается оттиск листьями.
В старшей и подготовительной группе гуляя с детьми на участке детского сада, при прогулках с родителями по городу, в лесу, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске, высушить их. Затем листья покрываются краской, окрашенной стороной кладется на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
• Рисование в технике «Граттаж»
Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность.
"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки".
Первый способ:
1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.
2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.
Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.
3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи.
Второй способ:
1 шаг. Делаем фон гуашью. Белый лист картона разделите на две части по горизонтали. На нижнюю нанесите гуашь синего цвета, а на верхнюю - гуашь жёлтого цвета.
2 и 3 шаг повторить, как в первом способе.
Есть еще и третий способ - закрасить картон разноцветными пятнами, тогда может получиться следующая картина:
В дальнейшем планирую продолжить работу над нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать творческую личность
В своей работе я пользуюсь, и буду продолжать пользоваться простым правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые
2. Практическая часть.
Я предлагаю вам сегодня попробовать нарисовать картину в нетрадиционной технике «Граттаж». Для этого необходимо придумать сюжет и воплотить его в жизнь.
Для вас подготовлены грунтованные листы и зубочистки. Дайте волю вашей фантазии!
3 Заключительная часть. Рефлексия.
Подведем итоги нашей работы. Сегодня мы расширили и систематизировали знания о нетрадиционных техниках рисования. Закрепили практические умения при изготовлении картины в нетрадиционной технике «Граттаж».
Рефлексию проведем в виде игры «Наряди дерево»
Спасибо за участие.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-511293-1577240823.jpg[/IMG]