Приложение МААМ

Семинар-практикум для воспитателей «Магическая сила мандалы»

Нина Черепанова
Семинар-практикум для воспитателей «Магическая сила мандалы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Магическая сила мандалы»

Цель: показать новые способы для снятия эмоционального напряжения у детей; сформировать навыки мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта; улучшить психологическое самочувствие педагогов, способствовать сплочению коллектива.

Слайд 2 Все в мире имеет форму круга — наша галактика, планета, солнце, луна, даже времена года образуют жизненный цикл — круг. Птицы вьют гнезда по кругу, пауки плетут паутины. Жизнь человека — это тоже круг от детства до детства. Круг находится во всем, где есть сила. И наша планета Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Магическая сила мандалы“» размещена в разделах

Слайд 3 Мандала — это модель вселенной. Круг — символ жизни. Назначение мандалы — не только собрать вашу энергию, подзарядить вас, но и наполнить вас гармоней жизненного цикла.

Слайд 4 В переводе с санскритского «мандала» означает «магический круг». В широком смысле — закономерность или симметричная структура, которая располагается вокруг центра и все объединяет (рисунок в круге).

Существует много исследований, подтверждающих преимущества использования мандал для улучшения самосознания, самовыражения и даже разрешения конфликтов. Такой способ релаксации помогают нам достичь большего уровня счастья. Не зря сегодня мандалы часто используют в психотерапии как способ снятия стресса.

Слайд 5 Мандалы могут быть как произведения искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в кругах были обнаружены еще в древних цивилизациях.

Слайд 5 Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть необыкновенный рисунок в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Компас, колесо велосипеда, часы, снежинка, человеческий глаз – все это тоже мандалы. Слайд платки

Слайд 6 Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад.

Мы привыкли соотносить мандалы с буддизмом или индуизмом. Да, в этих культурах действительно встречаются самые яркие примеры мандал.

Однако сложно назвать культурную традицию, в которой нет изображений мандал. Это и Египет, и Америка, и Китай, и Япония….

Слайд 7 Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты.

Слайд 8 Мандалы встречаются и в православной культуре. Например, иконы “Спас нерукотворный”, Всевидящее Око, образ Богородицы “Неопалимая Купина”. Кстати, Роспись на пасхальных яйцах — тоже своего рода медитация, а сами яйца, как и любая круглая поверхность, — идеальный объект для создания мандалы.

Слайд 8 ( Далее поочередно покажите слайды: 10 — мандала «Вселенная», 11 — «Мандала жизни», 12 — «Мандала любви».)

Действительно мандалу называют волшебным кругом? Почему она волшебная? Когда человек создает мандалу, он успокаивается, у него появляются жизненные силы, а в душе — мир и покой.

Слайд 9 Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал К. Г. Юнг. Именно Юнгу принадлежит идея «коллективного бессознательного». Юнг использовал мандалы для анализа внутренних состояний, а также для оценки душевных изменений по мере того, как изменяется вид создаваемой человеком мандалы со временем.

Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, он пришел к выводу, что Мандала — проекция комплексов человека, инструмент, который помогает:

• найти свою сущность;

• освободить заблокированную энергию;

очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

Слайд Мандалатерапия – это инструмент изотерапии (ответвление арт-терапии, в основе которой лежит психологический механизм защиты. Он заключается в том, что если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Слайд 10 Форма круга означает бесконечность и символизирует реинкарнацию. Пока вы рисуете, выкладываете или раскрашиваете мандалу, вы концентрируетесь на процессе, все лишние мысли улетучиваются, вы находитесь в самом центер осознаности, и приводите все свои мысли и чувства в баланс.

Слайд 11 Созерцание «правильной» мандалы вызывает яркие духовные переживания, она помогает в медитации, также может «работать» с событиями жизни человека. Даже существует метод в психотерапии как арт-терапия.

Слайд 13 Почему же рекомендуется познакомить детей с этим способом снятия эмоционального напряжения?

Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним законам.

Слайд 14 В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна. Эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль. Не возможно потребовать от детей сдержанности непосредственно возникающих чувств.

Слайд Важнейшим новообразованием в данный период является потребность в социальном соответствии. Ребенок в этом возрасте стремится соответствовать предъявленным к нему требованиям, особенно в сфере социальных отношений.

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе.

Слайд 15 Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

Слайд Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций.

Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

Слайд Вот поэтому Одним из методов в работе с проблемными детьми является арт-терапия, которая основана на механизме сублимации. (это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г.) Он заключается в перенаправлении психической энергии если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Слайд Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Слайд В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандалатерапии :

Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ.

Слайд 19 Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева, пуговицы, камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, салфетки, ленточки…

Слайд Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

Слайд При работе с мандалами следуйте правилам :

не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия;

не делайте оценочные комментарии;

следите за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

На одном занятии предлагайте детям только одну мандалу.

Используйте музыкальное сопровождение — спокойные, умиротворяющие мелодии.

Слайд 17 ВИДЕО 7,26 мин. «Мир танцующих мандал»

Слайд 17 Рисование

Необходимо освободить голову от лишних мыслей, пусть в ней появится место для новых блестящих идей. Ведь как известно, в полный сосуд ничего не налить.

Вот еще несколько преимуществ раскрашивания мандал :

помогает стабилизировать кровяное давление

повышает креативность и самосознание

уменьшает беспокойство и расслабляет мышцы

развивает уверенность в себе

Слайд 18 При работе над своими желаниями с помощью мандалы, стоит соблюдать несколько правил:

- лучше сохранять желание в тайне, пока оно не осуществится;

- старайтесь точно формулировать то, чего хотите, желательно в утвердительных, положительных (без частицы «не») формах;

- помните о созидательности желания;

- во время работы думайте о хорошем

(даже если вас преследует череда неудач, придётся на время отключиться от этого, настроиться на волну удачи и позитива);

- внимательно выбирайте цвета для раскрашивания – каждый из них имеет своё значение

ВИДЕО Необходимо сконцентрировать фокус своего внимания в ее центре. Уже сам по себе этот процесс сосредоточения способствует очищению вашего сознания, упорядочиванию вашей энергетики и тонких структур.

Как только вам удастся сфокусироваться, весь внутренний шторм ваших хаотических мыслей, тревог, беспокойств и зацикленностей постепенно уляжется.

Не отрывайте взгляда от центра мандалы и старайтесь не моргать. Не обращайте внимания на смену визуальных эффектов, которые будут проходить у вас перед глазами – просто наблюдайте ее. Игра цветовых оттенков, доминирование то одних, то других фигур, движение кругов по спирали, появление у рисунка объема – это неотъемлемая часть этой практики.

Даже если мандала начнет совсем исчезать в вашем восприятии – и это не должно вас удивлять. Спокойно продолжайте смотреть в центр изображения, наблюдая за своим сознанием и не подключая к процессу мыслей и эмоций. Центр мандалы вскоре вступит в прямое взаимодействие с вашим собственным центром, с вашим Я.

Итог:

Всем искренне желаю душевного спокойствия, процветания, любви и позитивных мыслей. Не забывайте о том, что мысли материализуются.

Контролируйте свои мысли! Закон притяжения (5 тыс. лет) получите все то, что пожелаете. Привлечете в свою жизнь все то, о чем будете активно думать. Достаточно во всех красках представить, Главное ВЕРИТЬ!

Спасибо за внимание! Всех вам благ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Магическая сила мандалы»
Опубликовано: 9 января 2021 в 14:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Магическая сила мандалы»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Черепанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД