Сумина Ольга Андреевна
Развивающая предметно-пространственная среда по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна. Поэтому ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения на улице является одним из важных и ключевых направлений работы педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей на современном этапе. У дошкольников отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
В ДОУ необходимо создать условия для процесса обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах.
Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС и ФОП ДО:
- безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
- трансформируемость (возможность изменений ППРС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др. ;
- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях, речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
Цель моей работы с воспитанниками - сформировать у них навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, используя насыщенную РППС.
Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей.
Ведущая образовательная область данной темы - «Социально-коммуникативное развитие».
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в моей работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:
ОО «Познавательное развитие» - познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар, односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнить, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
ОО «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности;
ОО «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить : среда должна выполнять
- образовательную,
- организационную,
- развивающую,
- воспитывающую
- стимулирующую
- коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В игровую зону по ПДД нашей группы входит:
• Макет «Дорога»
• светофор;
• машины (грузовые, легковые, специализированный транспорт ;
• фуражка и накидка ДПС;
• дорожные знаки;
• художественная литература по теме;
• уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы);
• подвижные игры; дидактические; настольно - печатные игры,
• самодельные атрибуты (рули, жезлы)
Подводя итоги своей работы можно отметить, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения практически у всех детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.