Tатьяна Мартынова
Семинар-практикум для воспитателей «Конфликты между детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для воспитателей на тему: Конфликты между детьми.
Вступительное слово педагога - психолога:
Уважаемые педагоги, я очень рада вас приветствовать очно. Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему: “Конфликты между детьми".
Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.
Притча «Коробочка»
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Конфликты между детьми“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так? - Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.
Мораль притчи такова - все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).
Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никто из вас не встал. Это говорит о том, что все постоянно пребываем в каком – либо конфликте.
Упражнение «Ассоциации»
Скажите, пожалуйста, педагоги, с чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает вам ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения появляются при этом? На что «похож» конфликт? (Ответы)
Что же такое конфликт?
Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликты могут быть:
Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)
Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).
А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.
Упражнение “Руки”
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий не давалось.
Обсуждение выполнения упражнения:
что вы чувствовали?
как вы себя чувствуете?
какие ощущения у вас появились при выполнении задания?
Конфликты бывают:
Межгрупповые
Межличностные
Внутриличностные
Между личностью и группой
А теперь давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех людей свой темперамент! Я сейчас дам характеристику каждому темпераменту в состоянии конфликта и вы, наверняка, услышите нужный для себя вариант.
• Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро “остывает”.
• Флегматик- трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта тоже трудно.
• Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.
• Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.
Работа по группам, решение кейсов.
1)«Лев принес сегодня в детский сад машинку. Он сначала дал поиграть машинкой Семену. А потом, через некоторое время, захотел забрать ее. Но Семен не захотел машинку отдавать. Мальчики стали спорить. Лев подошел к воспитателю и стал рассказывать, что Семен не отдает ему машинку. Между мальчиками наступила конфликтная ситуация».
Варианты разрешения конфликта:
1. Воспитатель должен воспользоваться техникой активного слушания (выслушать Льва); помочь ему вернуть машинку.
2. Напомнить Семену правила пользования чужими игрушками в группе детского сада: — «Хочешь поиграть — попроси», обращаться с просьбой; — «Давай договоримся»; — «Поиграл чужой игрушкой - верни обратно другу». Педагогу важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками.
3. Проиграть с детьми различные конфликтные ситуации в ролевой форме, игре-драматизации с использованием данной ситуации и т. д.
2)«Девочки решили играть в игру «Магазин». Катя сказала:
«Чур, я буду продавцом, а вы все покупатели». Начался спор по поводу того, что Катя каждый раз бывает продавцом и больше никто. Помимо всего, девочка стала указывать играющим, что кому покупать, с чем приходить в магазин. Детям это не понравилось, и они отказались от игры».
Варианты разрешения конфликта:
1. Воспитатель должен поговорить с ребёнком, и напомнить, что не может быть один и тот же продавец, продавцы в магазине работают по сменам с выходными днями, а Кате иногда стоит побыть и покупателем, чтобы понять, что это тоже хорошая роль в игре «Магазин».
2. Если Катя на это не согласится, то воспитатель принимает сам роль продавца, а все дети, играющие в эту игру, будут покупателями.
3. Воспитатель проговаривает и закрепляет с детьми правило, что роли нужно распределять по – очереди, чтобы не было никому обидно. (подсказывает, что можно воспользоваться считалкой).
3) «Несколько детей играют в железную дорогу. Максим подошёл к ним и сказал:
- Возьмите и меня поиграть.
- Нет, мы никого не принимаем, у нас и так мало деталей,- ответили дети.
Максим поспешил к другой группе детей, которые собирали пазлы:
- Можно и мне с вами поиграть?
- Нет, нас и так много, - ответили дети.
Максиму одному играть было скучно, и он подошёл ещё к одной группе, где играли в настольный футбол.
- А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?
- Нет, - ответили ему мальчики, - в эту игру мы сами хотим играть.
Максим, опустив голову, медленно отошёл от детей, остановился у окна и стал смотреть в окно.
Варианты разрешения конфликта:
1. Воспитателю следует поговорить с детьми, о том, почему Максим остался один, и ему стало очень грустно.
2. Воспитатель помогает ребятам принять Максима в игру, рассматривая вместе с детьми игровую ситуацию, что у них не хватает какого - либо героя в поезде: кондуктора, контролёра, бригадира поезда, сопровождающего полицейского.
3. Объясняет детям, что в следующий раз на месте Максима может оказаться другой ребенок.
4)«Девочки решили играть в игру «Больница». Даша сказала: «Я хочу быть доктором, и только я, а вы все – больные!». Начался спор по поводу того, что Даша часто бывает доктором, что другим детям тоже хочется им быть. Детям это не понравилось, и они отказались от игры с Дашей. Даша ударила одну из девочек и ушла в другую сторону группы».
Варианты разрешения конфликта:
1. Воспитателю следует поговорить с Дашей и объяснить, что другие дети тоже хотят побывать в роли доктора. У докторов бывают разные специальности (педиатр, окулист, хирург и т. д.). Убедить Дашу, что сегодня нужно отдать роль доктора другому ребенку.
2. Воспитателю самому принять роль доктора, а все дети будут больными.
3. Напомнить детям, что для распределения ролей можно воспользоваться считалкой.
5) «Полина с Ильей построили из строительного материала замок. Стали вдвоем играть с ним. А Коля, тем временем, играл с гоночной машинкой, пускал ее по ковру и случайно машинкой разрушил замок детей. Дети стали на него ругаться и кричать».
Варианты разрешения конфликта:
1. Воспитателю следует поговорить с Колей, сказать, что он поступил неправильно, объяснить, что нужно уважать труд других детей и аккуратно относится к чужим постройкам.
2. Воспитателю нужно привлечь его к постройке нового замка, совместно с детьми.
3. Воспитатель предлагает Коле встать на место детей, чью постройку он сломал, предлагая ответить на вопрос «А если бы это ты построил замок и его бы разрушили другие дети, тебе бы понравилось?»
4. Воспитатель учит детей анализировать свой поступок и извинятся перед другими детьми.
Подводя итог нашей работе в группах, можно обозначить причины возникновения конфликтов:
Конфликтогены - слова, действия, поступки между людьми, которые приводят к созданию конфликтной ситуации.
Формула конфликта:
конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия) + повод (инцидент) – «последняя капля» = конфликт.
Причины возникновения конфликтов:
Конкуренция - дети стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)
Столкновение разных жизненных принципов (Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники - мыши)
Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)
Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).
От скуки (Маша и медведь)
Педагог - психолог. Ну, и закончить наш семинар мне хотелось бы притчей «О храме с тысячью зеркал».
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Педагог - психолог: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
Упражнение «Аплодисменты»
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!