МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Формы экологического воспитания дошкольников»

Аржакова Оксана Степановна
Семинар-практикум для воспитателей «Формы экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сардана» с. Малыкай Нюрбинского района

Семинар-практикум для воспитателей

«Формы экологического воспитания дошкольников»

Выполнила воспитательница

МБДОУ д/с «Сардана»

Аржакова Оксана Степановна1 кв. кат

с Малыкай

Семинар-практикум для воспитателей

«Формы экологического воспитания дошкольников»

Цель: систематизировать знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по экологическому воспитанию.

Темочки:

2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

Предварительная работа: подобрать методическую литературу по теме, памятки для педагогов.

План проведения:

1 часть. Теоретическая (10 мин)

1.1 Экологическое воспитание детей. Вхождение в проблему.

1.2 Формы и методы экологического воспитания.

1.3 Занятия по ознакомлению с окружающей природой.

2 часть. Практическая – коллективная деятельность (20 мин)

2.1 игровые задания (5 заданий)

3 часть. Заключительная (5 мин)

3.1 Рекомендации для педагогов

3.2 Раздача памяток

Ход педагогического часа.

1 часть. Теоретическая

1.1 Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.

Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересные в мире растения и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой пейзажами родных мест.

Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.

1.2 Формы и методы по экологическому воспитанию в ДОУ.

Чтобы повысить эффективность экологического воспитания дошкольников, используются различные формы и методы:

• экологические занятия;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

• экологические кружки;

• экологические конкурсы;

• экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зеленый патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• ведение календарей природы;

• коллекционирование;

• экологические выставки и экспозиции;

• экологические музеи;

• экологические праздники и фестивали;

• экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем; соревновательные, игры – путешествия и т. д.);

• экологические сказки;

• экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации и т. д.

1.3 Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей в минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны. Они могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений (продолжительность от 1-й до нескольких минут).

Примерная тематика уроков доброты:

«Что значит быть добрым?»

«Кто может считаться заботливым?»

«Что такое бережливость?»

«Что такое красота?»

«Чем красив цветок?»

«Красота человека»

«Гармония красок»

«Гармония звуков»

«Что значит быть ответственным?»

«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»

«Любить – что это значит?»

«Украшение Земли»

«Нужны ли в жизни правила?»

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребенка – дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?»

Например, «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему белого медведя, занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит береза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?» Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы. Эти уроки можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основное условие – интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Экологические экскурсии – экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы». Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности. Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду. Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное действие на природу. Требуются специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер, несколько пластинок оргстекла, папка для гербария, коробочки, пакеты, фотоаппарат и т. д.

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель их – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д.

Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологический музей.

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации). Но ни один музей не заменит общения с природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Практическая деятельность детей.

Зеленый патруль.

Экологические карты.

Экологические игры.

Нетрадиционные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Сказки. Читая и обсуждая текст сказки, воспитатели используют сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывают театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам, задают детям вопросы, направленные на выяснение скрытых, не описанных непосредственно связей между разными действиями, явлениями, ситуациями.

Экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.)

Тематические праздники: «День воды», «День Земли» и т. д.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Эколого – психологический тренинг – комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально – психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений школьника к себе и к окружающей социоприродной среде.

Нетрадиционные занятия, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы занятий особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.

2 часть. Практическая

2.1Сегодня мы с вами вспомним об основных методах экологического воспитания детей, обновим экологические знания.

Предлагаю вам разделиться на две команды.

1 задание. Предлагаю вам, назвать цитату (либо ваше определение, которая являлась бы девизом вашей работы по экологическому воспитанию дошкольников).

2 задание. Написать на листе бумаги, какие зимние явления природы в неживой природе вам знакомы.

Ответы:

1. Снег

2. Снегопад

3. Пурга

4. Вьюга

5. Снежная буря

6. Буран

7. Метель

8. Гололедица

9. Гололед

10. Сосульки

11. Морозные узоры

12. Ледостав

13. Облака

14. Лед

15. Мороз

16. Изморозь

17. Оттепель

3 задание. Это задание, направлено на закрепление знаний о зимних явлениях природы. На карточке написаны объяснения (определения) зимних явлений природы, к которым вы должны найти правильное значение.

- это процесс перехода воды в твердое состояние – лед;

- теплая погода зимой с таянием снега и льда – оттепель;

- обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса - сосульки;

- метель на открытых местах, в степной местности – буран;

- снежная буря с сильным ветром – вьюга.

Мы с вами вспомнили какие бывают зимние явления природы.

4 задание. Вспомните, какие функции выполняют экологические тропинки в дошкольных учреждениях.

Функции экологической тропинки:

познавательная,

развивающая,

эстетическая,

оздоровительная.

5 задание. В своей работе мы используем разные методы и приемы по экологическому воспитанию детей. Пожалуйста, перечислите какие из них, вы используете в беседе с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Ответы: экскурсии, конкурсы, выставки рисунков, поделок, ведение календарей природы, дидактические игры, инсценировки.

4 часть. Заключительная

3.1 Закончить наш семинар хотелось бы такими словами. Научите ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, размышлять о ней, наслаждаться и беречь родную природу. Тогда ребенок вырастет настоящим патриотом и гармонично развитым человеком.

3.2 Уважаемые коллеги, я предлагаю вам памятки, в которые входит информация о формах экологического воспитания, варианты дидактических игр.

В результате проделанных работ должны быть такие положительные результаты:

- сформировано начало экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Спасибо за совместную работу, желаю удачи!

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Семинар-практикум для педагогических работников «Волонтёрство — средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Цель: повысить уровень компетентности педагогических работников в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников через волонтерскую.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Формы экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 25 января 2025 в 14:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Формы экологического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Аржакова Оксана Степановна (УИ 3527416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД