Мария Анатольевна Котова
Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей «Сам себе логопед»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей
по теме: «Сам себе логопед».
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросе формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить родителей с игровыми приёмами по формированию самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум для старших дошкольников и их родителей „Сам себе логопед“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить с разновидностями игрового материала по формированию самоконтроля за звукопроизношением в ходе практической деятельности.
3. Развивать навыки сотрудничества родителей с детьми в ходе практической деятельности.
4. Вовлечь родителей к совместной практической деятельности с детьми.
Оборудование и материал: мольберт, мяч, фломастеры; карточки с буквами С, Ш, Л, Р; схемы правильных укладов звуков; 4 слоговые дорожки, лабиринты слов С, Ш, Л, Р; звонок, карандаш, игрушка «Хохотунчик», скороговорки на звуки С, Ш, Л, Р.
Участники: учитель-логопед, родители и старшие дошкольники с нарушением речи.
Ход семинара-практикума :
Учитель-логопед : Добрый день, уважаемые взрослые и дети. Наша встреча посвящена формированию самоконтроля за правильным звукопроизношением у старших дошкольников.
Грамотная, чёткая и правильная речь - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителя-логопеда, родителей, педагогов и взрослых, в окружении которых ребенок растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Проблема автоматизации (или закрепления) звукопроизношения, введения поставленных звуков в самостоятельную речь наиболее актуальна для детей предшкольного возраста. Коррекция звукопроизношения требует от ребёнка включения волевых усилий. Одной из причин трудностей является недостаточное развитие навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
В силу того, что выработанные у ребёнка нервные связи на вновь появившийся звук в его речи ещё слабы, он может пользоваться приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью. Процесс нормализации речи возможен при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки.
Что же такое самоконтроль?
Самоконтроль - это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Он не появляется сам по себе. Формирование этого навыка происходит только в процессе обучения.
Сегодня мы остановимся на приёмах, которые помогут формировать самоконтроль за звукопроизношением у старших дошкольников.
Одним из приёмов формирования правильного звукопроизношения у ребёнка является образец правильного произношения взрослого. Ведь дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают все тонкости правильного и неправильного звукопроизношения.
В начале, как эхо, хором повторите за мной стихотворение: "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре громко, чётко говорим, никогда мы не спешим!"- это тоже один из приёмов- хоровое или отражённое повторение текста.
Мы с вами разделились на 4 команды, каждая из которых будет выполнять задания со звуком на столе: С, Ш, Л или Р.
Для самоконтроля за правильным звукопроизношением необходимо у ребё нка максимально подключать все виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный – это облегчает запоминание изучаемого звука, т. е. использовать приём формирования самоконтроля за прозношением звуков через кинестетические ощущения.
В ходе практикума вы познакомитесь с играми и упражнениями, направленными на формирование самоконтроля за звукопроизношением. Перейдём к практической части нашей встречи.
Упражнение «Найди (обведи) схему звука»
Перед вами карточки с разными положениями губ, зубов и языка, выдыхаемой воздушной струёй при их произношении. Обведите правильные положения при произношении вашего звука (С, Ш, Л, Р, а взрослый запишет ваш ответ. (выполняют и у мольберта, затем двое рассказывают). На тактильный анализатор - положить руку на шею и определить звонкий звук или глухой.
Для самоконтроля используют и зрительный анализатор ребёнка, например, в упражнении «Слоговые дорожки» : коричневый цвет слог - са, жёлтый цвет – слог сы. Предлагаю командам выполнить упражнение.
Закреплять звуки в словах можно с помощью игры с мячом «Сто вопросов — сто ответов со звуком». (С, Ш, Л, Р) Я бросаю мяч игрокам по очереди и задаю вопрос. Возвращая мяч, игрок должен ответить на вопрос так, чтобы его ответ начинались с заданного звука, например, звука Р.
- Как тебя зовут? — Рая
- Как твоя фамилия? — Ракитина.
- В каком городе ты живёшь? — Ростов.
- На какой улице? – Ранняя.
- Твои любимые цветы? —Ромашки.
- Назови птицу на звук Р? —Рябчик.
- Какая твоя любимая подвижная игра? - Ручеёк.
- Какая твоя любимая еда? - Рыба.
Приём многократного повторения однотипных упражнений, но на разном речевом материале, можно закреплять с ребёнком, например, придумывая чистоговорки со звуком «Л» каждый раз новые, например, Ла-ла-ла, вот иголка и метла или Ла-ла-ла, как долго я спала.
Выполним упражнение «Придумай чистороворку» в командах. Взрослый записывает ответ ребёнка, затем проверяем, кто больше придумал чистоговорок.
Приём использования условных сигналов применяется при закреплении звуков, слогов и слов с заданным звуком в речи. Ребёнок произносит слоги, слова с закрепляемым звуком, если произносит неверно, даёт условный сигнал, например, приложить палец ко рту, хлопнуть в ладоши, позвенеть колокольчиком, включить игрушечный фонарь, использовать игрушки «Хохотунчики», звонок, стук карандаша по столу.
В упражнении со звуковыми лабиринтами (работа в парах, где ребёнок произносит слова, а взрослый подаёт сигнал в случае неправильного произношения мы определим лучшего в произношении заданного звука.
Так же используем приём развития «чувства языка» у ребёнка или допуск преднамеренной ошибки в речи. В игре: «Найди ошибку» взрослый умышленно произносит слово или слова с ошибками, а ребёнок исправляет на примере знакомых скороговорок.
Например: «Спит Шпокойно Штарый слон
Штоя спать умеет он»
Скороговорки на звуки С, Ш, Л, Р предложены командам на карточках.
Все команды успешно справились с играми и упражнениями по формированию самоконтроля за правильным звукопроизношением у старших дошкольников в речи и получают в подарок значок «Я сам себе логопед!»
Таким образом, формирование у детей функций речевого самоконтроля способствует повышению потенциала автоматизации поставленных звуков и ускоряет введение звуков в спонтанную речь. Используя приёмы по формированию самоконтроля за речью, Вы и ваш ребё нок смело сможете сказать: «Я сам себе логопед».
Список использованной литературы:
1. Ключникова О. Е. Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР // Молодой ученый. — 2018. — № 25. — С. 302-305.
2. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника. –– М. : ГНОМ и Д, 2007.
3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда. - М. : Владос, 2008.