Елена Алтухова
Семинар-практикум для родителей «Звуковой анализ слов»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Звуковой анализ слов»
На занятиях по развитию звукобуквенного анализа дети учатся отличать гласные звуки от согласных, выделять звуки на слух и в собственном произношении, определять место звука в слове, выделять ударный согласный звук, определять твердые и мягкие согласные, а также дифференцировать звуки. Дети знакомятся с тем, что есть разница между понятиями звука и буквы : «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Звуковой анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т. е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.
Л: - А сейчас я вам предлагаю попробовать свои силы в освоении звукобуквенного анализа, и поиграть в те игры, которые очень нравятся вашим детям. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука. Обучение детей звуковому анализу и синтезу слов начинается с определения последовательности звуков.
Игра «Поймай звук».
Как только услышите звук «Л», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, У, Л, Т, М, П, Л;- ПА, МА, ЛА, ИТ, ИШ, ИЛ;- ЛОМ, ДОМ, КОМ, ЛОДКА
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «Л, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»)
«Послушай слова и назови те, в которых есть звук «А» : сом, Аля, небо, мак, луна.
«Послушай и повтори» Я произношу разные звуки, а вы повторите за мной только звук «А.» о, с, а; и, у, а. о; м, а, и, а; а, о, у, а
«Послушай и повтори». Я назову вместе два звука, а вы произнесите их отдельно. ау, по, ит, ка, ду, ом.
Игра «Назови звуки в слове по порядку» мак - м а к
Игра «Собери слово» Л У Н А - луна
Так, при анализе слова «жук» ребё нок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жук. Реально представить слово даёт возможность картина схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой- либо звук, будут заполнены не все клеточки, и он увидит, что где-то ошибся. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»).
Я предлагаю вам открыть на звуковой линейке столько окошек, сколько звуков в слове щука. (проверяем, уточняем, что в слове щука 4 звука) (С помощью квадратиков выкладываем схему слова. Произнесите первый звук и назовите его. Подумайте о том, это гласный или согласный звук, каким квадратиком его обозначим? Почему? Произнесите второй звук, так, чтобы мы его слышали. Расскажите, что вы знаете об этом звуке? Каким квадратиком его обозначим? Почему? Каким квадратиком обозначим третий звук. Почему синим квадратиком? Тихонько произнесите четвертый звук и определите, какой квадратик возьмете для обозначения этого звука. Сколько гласных звуков в слове щука? Сколько согласных звуков? Сколько слогов в слове щука? Назовите первый слог. Назовите второй слог. Положите каждый слог в «корзиночку». Придумайте предложение со словом щука и запишите схему.
Игра «Определи место звука в слове»
-где находится звук Л в словах ЛОПАТА, ВИЛКА, КОТЕЛ, КОЛОКОЛ
-где находится звук в слове, и какой он твердый или мягкий ЛИПА, КАЛИТКА, КАРУСЕЛЬ.
Игра с родителями «Собери слово»
Родителям предлагается собрать слово из фишек обозначающих соответственно гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки.
ЛОМ, КОЛОКОЛ, МАЛИНА и т. п.
Работа в домашних тетрадях.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Результаты логопедической работы на данном этапе.
В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по март уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.
Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению. Советы родителям по предупреждению дисграфии у будущих первоклассников.