Пальмова Вера
Семинар-практикум для родителей «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком
Задачи:
o активизировать знания родителей о слогах;
o уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми старшей группы;
Темочки:
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
o обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;
o закреплять навык звуко-слогового анализа слова;
o формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
o расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не оговорилась, мы с вами коллеги, так как делаем мы с вами одно дело. Логопед и воспитатели формируют и автоматизируют речевые навыки у ваших детей, а вы в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируете их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.
Тема нашего семинара «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
Детям мы объясняем, что любое слово можно проговорить по частям. ( Например: ма-ма, па-па) Затем мы предлагаем сосчитать количество частей в слове. Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма, сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (Два раза). Сколько частей в слове? (Две части).
Так же мы говорим детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Большим подспорьем в овладении умением делить слова на части может стать обычный мяч.
• Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают;
• освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
• развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
• регулируют силу и точность движений;
• движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку);
• игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей;
• развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
• развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. А теперь вставайте в круг и мы немного поиграем.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.
Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.
Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Ход игры: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово :
сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.
С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки как и раньше красными, синими и зелеными квадратами. Рассмотрим это на примере.
1. Определите сколько в слове вата частей. (В слове вата 2 части).
2. Сколько в слове вата всего звуков? (В слове вата всего 4 звука).
3. Назовите первый звук в слове. (Звук [в] — первый в слове вата. Он согласный, твердый, обозначается синим квадратом).
4. Назовите второй звук в слове вата (Звук [а] — второй в слове вата, он гласный, обозначается красным квадратом).
5. Назовите третий звук в слове (Звук [т] — третий в слове вата, он согласный, твердый, обозначается синим квадратом.)
6. Назовите последний звук в слове вата. (Звук [а] — последний в слове вата, это гласный звук, обозначается красным квадратом).