Ольга Кутузова
Семинар-практикум для родителей «Половое воспитание дошкольников. «Острые» вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах полового воспитания.
1. Введение
Педагог-психолог бросает мяч каждому родителю по кругу и задает вопрос, на который предлагает ответить не задумываясь:
- почему крокодил зеленый?
- когда рак на горе свистнет?
- почему земля круглая?
- сколько лет Бабе-Яге?
- почему вода прозрачная?
- где живут ехидны?
- как я появился на свет?
- почему арбуз полосатый?
- что такое?
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
2. Основная часть. Информирование
Согласитесь, что на некоторые вопросы было не так-то просто ответить. Кто-то из вас испытал смущение, кто-то считает нужными, а кто-то недопустимым подобные вопросы детей и разговоры на такие темы.
Однако надо помнить, что появление у детей подобных вопросов свидетельствует лишь о том, что ребенок вырос и хочет получать больше информации об окружающем его мире. Ребенок уже с трехлетнего возраста начинает интересоваться так называемыми «половыми» вопросами. И по мере его роста и развития вопросы все больше усложняются. Поэтому на все, и подобные вопросы детей отвечать нужно обязательно. При разговорах на подобные темы нужно придерживаться определенных правил:
1. Ни в коем случае не лгать ребенку – то есть всегда говорить только правду
2. Отвечая на вопросы ребенка следует давать информацию соответствующую возрасту (хочется вспомнить бородатый анекдот
— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
— Дело в том, сынок, что в яблоке имеются различные химические вещества. Одно из них — железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом, находящимся в воздухе, в химическую реакцию, получается окисление. В результате образуется вещество, которое и окрашивает яблоко в коричневый цвет.
— Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?
3. Не переусердствуйте в своих ответах. Лучше «недокормить» ребенка информацией, чем перекормить. Потому что «недокормленный» ребенок будет испытывать познавательный интерес, а вот «перекормленный» информацией ребенок, может этот интерес надолго потерять.
4. Не смейтесь и не смущайтесь, когда ребенок задает вам подобные вопросы. Если сегодня вопрос ребенка «неудобен» для родителей, то, скорее всего, эта тема станет в дальнейшем «неудобной» для ребенка. Это происходит потому, что ребенок очень чутко улавливает состояние родителей и, если интуитивно чувствует неловкость родителей, будет считать эту тему стыдной. А бывает еще так, что в некоторых семьях есть запретные темы, например, тема смерти или вопросы секса. Тогда ребенка, задавшего вопрос на эту тему, могут резко одернуть или попробовать переключить его внимание на какой то другой предмет. Даже если в тот момент ребенок замолчит или отвлечется, он все равно почувствует, что с этой темой связано какое-то напряжение.
Поэтому не показывайте своего смущения или растерянности, отвечайте спокойно и уверенно, как если бы вы отвечали на обычный рядовой вопрос. Это сформирует у детей отношение в данной теме, как к «нормальной», обычной, которую можно обсуждать, как и другие темы.
5. Не ругайте и не игнорируйте. Иногда дети задают вопросы в неподходящее время в неподходящем месте или тогда, когда вы очень заняты и не можете немедленно уделить им внимание. В такой ситуации главное не раздражаться, а спокойно сказать, что «сейчас не очень подходящий момент для обсуждения этой темы» или что «вы сейчас заняты и ответите, как только освободитесь». И непременно вернитесь к этому вопросу, как только появится возможность.
Возвращаясь к различным «непотребным» словам, которые дети активно используют в своей речи в детском саду. Надо понимать, что появление таких слов может свидетельствовать либо о желании ребенка чувствовать себя старше, либо о недостатке специальной информации (и здесь важная роль взрослого, который должен вывести ребенка на разговор, и обсудить все эти слова, учитывая правила, о которых мы говорили выше). Если ребенок не будет получать ответов на свои вопросы дома, в семье, он пойдет искать их на улице, у сверстников и друзей постарше. А в таком случае нельзя дать гарантии, что полученная ребенком информация из «непроверенных источников» будет ему полезной и не навредит ребенку.
Поэтому, обязательно отвечайте ребенку на все его вопросы, в том числе вопросы, касающиеся взаимоотношений полов.
Работа с карточками
Родителям предлагаются карточки с различными «острыми» вопросами детей. Необходимо зачитать вопрос (ситуацию) с карточки и обсудить оптимальное поведение родителей (взрослых) в сложившейся ситуации, варианты ответов. Карточки прилагаются
3 часть. Подведение итогов
Родителям предлагается написать мини0отзыв на проведенное мероприятие на заранее приготовленных бланках.
Карточка 1
Ребенок - Мама, а правда, что я из животика появился?
Мама – Не говори глупостей! Нам тебя аист принес
Карточка 2
Ребенок 5 лет – Откуда берутся дети?
Мама – Все очень сложно, сынок. 2 клетки сливаются, получается зародыш, который имеет всего 1 клетку. Дальше эта клетка начинает делиться. Через 4 недели начинает формироваться сердце и нервная трубка. Нервные импульсы проходят по телу плода, заставляя его двигаться…
Карточка 3
Ребенок – я сегодня в раздевалке после тренировки слышал, как мальчики говорили слово «секс». А что это такое?
Мама (краснея) – Ну, тебе еще рано о таком знать…
Карточка 4
Ребенок (находясь с мамой в очереди к доктору/в магазине) – Мама, сегодня девочки в туалете снимали трусики и показывали мальчикам свои попы. А я не успела, нас на занятие Марина Петровна позвала
Мама – Дочь, сейчас не самое лучшее время для того, чтобы нам с тобой поговорить. Давай вернемся домой и ты обязательно мне все расскажешь.