Ирина Сёмина
Семинар-практикум для родителей подготовительной группы ДОУ «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!»
▼ Скачать +Заказ
Семинар-практикум
для родителей подготовительной группы
«Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас».
Цель: Обучение родителей приемам развития регуляторного компонента деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать причины неуспешности обучения в школе.
2. Провести тренировочные упражнения и игры, способствующие оздоровлению с детьми и родителями.
Публикация «Семинар-практикум для родителей подготовительной группы ДОУ „Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!“» размещена в разделах
3. Способствовать повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, укреплению детско-родительских отношений.
Оборудование:
Коврики для занятиий, музыкальное сопровождение «Звуки леса», буклеты, мячи (10 шт)
Место проведения: музыкальный зал
Участники семинара: дети, родители.
Ведущий: педагог-психолог
Ход семинара:
1. Теоретическая часть.
Вступительно слово.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы встретились, чтобы вместе с пользой провести время. Уже не за горамии 1 сентября. И все мы готовимся к этой дате, когда наши дети сразу станут взрослее и мы тоже поднимемся на ступеньку, чтобы решать новые задачи, которые встанут перед нами. Сегодня мы с вами вместе поиграем, потренируемся в выполнении специальных упражнений, которые укрепят наше здоровье и создадут хорошее настроение».
Консультация «Причины детской неуспешности в школе и их профилактика".
Педагог-психолог: «Все нормально развитые дети похожи. Отличают детей друг от друга проблемы, возникающие в процессе развития, индивидуальные особенности, которые затрудняют учебу, общение с окружающим миром и становятся причинами многих конфликтов. Что это за особенности? Детей условно можно разделить на три группы.
Визуалы. Такие дети лучше всего воспринимают новую для них информацию зрительно. Можно сказать, визуал слышит и чувствует прежде всего то,что видит.
Аудиалы. Это «слушатели» Для них важно воспринимать информацию на слух.
При этом ребенок-аудиал может не смотреть на учительницу, а взгляд будет блуждать по стене или потолку. Информацию они воспринимают отдельными частями и обрабатывает ее постепенно. Для таких детей лучше «один раз услышать».
Кинестетики. Это дети - «деятели». Легче всего привлечь внимание ребенка-кинестетика просто прикоснувшись к нему. Кинестетики — это дети, которые носятся по коридору во время перемены, как угорелые. У кинестетиков все мысли на лице написаны, они любят грмасничать. Кроме того, они очень эмоциональны и обидчивы. Для него важно потрогать предмет, покрутить.
Их девиз «лучше один раз пощупать, чем сто раз посмотреть и послушать».
В жизни редко встречаются чистые визуалы, аудиалы и кинестетики, чаще всего в детях смешаны все три типа.
Правое и левое полушарие мозга.
Головной мозг человека разделен на два полушария: правое и левое. Работа полушарий может быть выражена у детей в разной степени. Правое полушарие отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Оно контролирует рисование и лепку, музыкальные способности.
Левое полушарие отвечает за строгую логику, за умение выводить следствие из причин, за возможность что либо аргументированно доказывать, в нем находится центр счета.
Для полноценного развития личности ребенка необходимо гармоночное развитие обоих этих половинок и налаживание эффективных связей между ними.
Анализ тестирования показателей латерализации показал, что большинство детей группы имеют смешанные латеральные предпочтения. Что чаще всего говорит о недостаточно слаженной работе полушарий мозга, что также оказывает на общее развитие ребенка.
Проблемы школьного обучения.
Отсутствие желания. Ребенок не хочет учиться. Часто это связано с трудностями понимания и обработки получаемой информации. Сложность предъявляемой задачи. И ребенку легче отказаться от попыток ее выполнения.
Нехватка времени. Ребенок хотел увидеть, услышать, почувствовать. Пока подготовился слушать, уже все сказали. Только начал рассматривать написанное, уже стерли. Едва начал обрабатывать полученное информацию, оказывается пора переходить к другой задаче. В результате на выходе ничего нет.
Слабо развит самоконтроль. Ребенок привыкает к внешнему контролю, а внутренний не развивается. В результате уроки не делаются вплоть до прихода родителей
В следствии этих проблем ребенок начинает учиться хуже, не слушается родителей, замыкается или нервничает, начинает хуже соображать, переживая свои неуспехи. Затрата огромного количества энергии на учебу приводит к ухудшению здоровья ребенка, а отказ учиться отражается на психологическом здоровье.
2. Практическая часть. Параметры самоуправления.
Тест.
1. Время в течении которого ребенок может удерживать равновесие, стоя на правой ноге.
2. Время в течении которого ребенок может удерживать равновесие, стоя на левой ноге.
3. Время в течении которого ребенок может задержать дыхание после вдоха.
4. Время в течении которого ребенок может задержать дыхание после вдоха.
5. Время в течении которого ребенок может тянуть гласную А.
6. Время в течении которого ребенок может тянуть гласную О.
7. Время в течении которого ребенок может тянуть гласную И.
Первый и второй параметры.
Встать на одну ногу, а вторую ногу согнуть и упереть в пятку коленкой. Согнутая нога должна при этом смотреть не вперед, а в бок. Расставить руки в стороны и закрыть глаза. Вы должны страховать его, держа за пояс в это время. Когда ребенок уравновесится, попросите его сказать: «Я готов». После этого вы должны скомандывать: «Приготовились, внимание, начали!». Отпустить его и засечь время с помощью секундомера. Если ребенок стоит в контрольной позе не менее 60 секунд, он скорре всего не попадет в группу риска. Чем дольше ребенок удерживает равновесие, тем устойчивее он будет с психологической точки зрения. Дети-кинестетики часто не способны удержать равновесие в контрольной позе более1-4 секунд, поэтому им трудно держать себя в руках.
Умение удерживать равновесие говорит о следующем:
-о психологической устойчивости;
-об умении постоять за себя;
-об умении не терять самообладание;
об умении не поддаваться чужому влиянию;
-об умении пользоваться интуитивной информацией;
-об умении управлять своим состоянием, а не подчиняться посторонним желаниям, словесным приказам, зрительным сигналам.
Третий и четвертый параметры.
Сначала измеряем время задержки дыхания ребенка после вдоха: ребенок должен вдохнуть в себя воздух, а затем закрыть рот и зажать нос двумя пальцами. Включаете секундомер и выключаете его после того, как ребенок откроет рук. Задержка дыхания на выдохе измеряется почти так же. 60 секунд — хороший показатель задержки дыхания на вдохе, 30 с — на выдохе.
Чем меньше время задержки дыхания у человека, те слабее здоровье.
Умение сознательно задерживать дыхание продолжительное время является важным показателем, который говорит о следующих способностях:
-об умении концентировать внимание;
-об умении собираться в «кучку», приходить в сотояние готовности;
-об умении наблюдать за собой;
-о резервных возможностях организма.
Пятый, шестой и седьмой параметры.
Время протяжки гласных. Обратите внимание на качество, голос должен быть ровным, не дрожать, без пауз и остановок. Приемлемым результатом является среднее время равное 25 секундам.
Время протяжки гласных указывает на:
-умение длительно и равномерно заниматься каким-либо делом, не прерываясь и не слишком уставая;
-умение выполнять и контролировать несколько действий одновременно;
-умение контролировать себя в процессе какой-либо деятельности.
Описанные тесты нужно одновременно рассматривать и как эффективные упражнения.
Определитесь с ребенком когда вы будете заниматься.
Поговорите с ним о значении этих занятий.
Работайте с играми до тех пор, пока они все не будут выполняться быстро и качественно.
Игры и упражнения (примеры):
Замри-отомри
Ребенок ходит по комнате до команды тренера.
Тренер дает команду «замри» -ребенок перестает двигаться, после команды «отомри» движение продолжает. Проиграйте с ребенком три цикла. Теперь усложним правила — предложите ему самому давать себе эти команды, но обязательно вслух так, чтобы и он и вы слышали эти команды. Спросите ребенка: «Зметил ли ты свои ошибки?» .
Держи себя в руках
1-2 минуты — длительность игры.
Ребенку предлагают стать рядом со столом, на поверхности которого ничего нет. Ребенок должен смотреть на стол, не закрывая глаз, и при этом не прикасаясь и не трогая предметы, которые тренер будет выкладывать на стол. (Предметы, соблазнительные с точки зрения ребенка.)
Перед началом игры ребенок должен сказать «Я готов!».Тренер меняет голос и пытается уговорить ребенка взять какой-либо предмет. Обращаем внимание на время (Осталось полминуты). Ребенок должен выдержать положенное время. (отворачиваться нелья, закрывать глаза нельзя). Подбадривать ребенка не надо. Игра прекращается, если ребенок дотронулся раньше времени. Но он не проиграл. Это тренировка. «Ты с собой пока не справился. Но
ничего, в следующий раз получится.». Расспросите ребенка о его ощущениях. Повторять игру сразу не надо.
Разведчик.
На столе раскладываются 10 предметов разных по форме и цвету. Ребенок отдает вслух себе команды: Я готов, Приготовились Начали! После этого ребенок поворачиваетсяна 5 сек (тренер засекает время). Ребенок отворачивается, тренер убирает или добавляет один предмет. После этого ребенок поварачивается, а тренер спрашивает: Что изменилось?
Время не ограничивается. Если ребенок затрудняется, надо убрать несколько предметов, если справляется, добавить еще.
2 вариант. Ставится 25 предметов. Ребенок смотрит 3 сек. Отварачивается и по памяти называет что видел. После этого дается еще две попытки. Ребенок должен назвать те, предметы, которые не запомнил с 1 го раза.
Хлопки по коленкам.
Группа детей 3-7 человек. Все садятся в круг, включая тренера. Попросите игроков положить руки на коленки. Правая ладошка лежит на правой коленке, левая ладошка на левой коленке. Ведущий ударяет себя по правой коленке и говорит «один», игрок № 2, услышав хлопок, ударяет себя по левой коленке и говорит «два», потом ударяет по правой коленке и говорит «три»и т. д. Пройдя один-три круга, доходят до ведущего,который говорит: «один» и хлопает себя по левой коленке и волна хлопков идет в другую сторону.
Можно усложнить, все четные числа говорим тихо, нечетные громко. Ведущий может запустить волну хлопков сразу в обе стороны, хлопнув себя одновременно по двум коленкам. Можно с закрытыми глазами.
Второй вариант. Каждый участник кладет свою правую руку на левое колено соседа, а левую руку на правое. Ведущий хлопает своей правой рукой по коленке соседа и говорит: «один». Игрок номер три, заметив хлопок по коленке игрока номер два,хлопает своей левой рукой по правой коленке второго номера и говорит: «два». Теперь второй номер хлопает своей правой рукой по левой коленке своего соседа справа (третьего номера). Считают при этом. Можно закрытыми глазами.
Игры с мячом.
Мяч и свисток.
Кидает ребенок мяч после свистка тренера, ловит мяч тоже после свистка тренера. Инструкцию проговариеваем вместе. Для маленьких детей мяч большого размера. Для больших - теннисный мяч. Несколько раз бросьте мяч честно по свистку, потом бросьте мяч без свистка. Если ребеное справился, то похвалите его, если нет укажите на ошибку. Тренеруйте ребенка, пока он не начнет четко реагировать.
Мяч и свисток 2.
Усложняем правила. Когда ребенок ловит мяч, надо сказать свое имя, если два свистка — мяч не ловит. Проговариевает правила: «Когда я услышу свисток и поймаю мяч, я должен назвать свое имя; Когда я услышу два свистка, я не должен ловить мяч. Когда я услышу два свистка, я не должен кидать мяч обратно. Игру хорошо проводить с группой детей.
Можно усложнить, запустив второй мяч друга цвета и размера. Можно еще усложнить, давая задания: поймав красный мяч, ребенок должен назвать свое имя, желтый - должен молчать. Или ловить красный мяч, услыша два свистка, а желтый ловить вне зависимости от количества свистков.
Упражнения с мячом :
1. Мяч подкидывается и ловится одной рукой 5 раз подряд, когда другая рука находится за спиной. Затем происходит смена руки.
2. Мяч подкидывается правой рукой, ловится левой. Через 5 раз смена рук.
3. Простейшее жонглирование двумя мячами.
4. Одновременное подкидывание мяча двумя руками.
5. Мяч находится в левой руке. Сгибаем левую ногу в колене и подбрасываем мяч из под нее. Ловим мяч правой рукой. Через 5 подбрасываний меняем руку и ногу.
6. То же упражнение. Но ловим мяч из под колена той же рукой, которой подбрасывали.
7. Тренер кидает мяч ребенку: тот ловя его, говорит «один» и «два», кидая его тренеру. Темп бросков очень быстрый.
8. То же упражнение, но ребенок ловит и бросает мяч одной рукой.
9. Ребенок ловит мячи. При этом нечетные числа произносит тихим голосом, а четные громким. Темп быстрый.
10. Ребенок бросает мяч правой рукой из-за спины через левое плечо вперед и ловит его спереди правой рукой. Через несколько бросков смена рук. Другой вариант игры - мяч бросается через плечо одной рукой, а ловится другой.
11. Броски об пол и ловля тенисного мяча после оттадачи одной рукой, двумя руками. Если ребенок маленький, то тренер сам бросает мяч об пол.
12. Легкий надувной мяч подбрасывается с силой вверх, а ребенок должен поймать мячик, пока он не упал.
13. Тренер и ребенок кидают одновременно два мяча враз друг другу, прежде стукнув об пол.
3. Рефлексия.
Литературные источники:
А. С. Валявский, А. С. Яковис. Оздоравливающие игры. Часть первая: Практикум. -СПб. : СУМОМ, 2012