Марина Королёва
Семинар-практикум для родителей «Можно ли обойтись без наказания?»
▼ Скачать +Заказ
Семинар-практикум "Можно ли обойтись без наказания?"
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Наказание – очень трудная вещь,
она требует от взрослых огромного
таланта и осторожности.
А. С. Макаренко
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все взрослые, о проблеме целесообразности применения наказаний.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Можно ли обойтись без наказания?“» размещена в разделах
Прежде чем перейдем к обсуждению темы я предлагаю по очереди каждого родителя представиться и назвать три самых замечательных качества своего ребёнка (ответы родителей). Как и у любой медали есть обратная сторона, так и у каждого ребёнка есть не только положительные качества, но и отрицательные. Перечислите, пожалуйста, что вас беспокоит в ребёнке (ответы родителей). Говоря о негативных проявлениях детей, мы невольно переходим к теме наказания.
Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребёнок в том или ином случае.
Дискуссия.
Вопросы к слушателям:
• Как вы считаете, что даёт наказание ребёнку?
Комментарий психолога: Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает.
Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в 47% случаев. Поощрение, например, когда ребёнка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством.
• Можно ли обойтись без наказаний?
Комментарий психолога: Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендуется применять:
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношений к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
- Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
- Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
- Следует учитывать срок давности проступка.
- Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен, ест, после сна, перед сном.
- Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
- Следует оказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок – одно наказание.
• Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?
Комментарий психолога: К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- замечания, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
- выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
• Если ребёнка всё время наказывать, то каким он вырастет?
Комментарий психолога:
Конечно, озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому, прежде всего, нужно любить ребёнка, отдавать ему своё сердце, нежность, ласку.
• Как вы относитесь к телесным наказаниям?
Комментарий психолога:
Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.
Упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?».
Цель: дать возможность родителям ощутить состояние ребёнка, которым постоянно недовольны взрослые, которому постоянно делают замечания или ругают и кричат.
Описание упражнения: Выбирается один из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные – встают в круг – это «взрослые». «Ребёнок» присаживается на корточки в середине круга. «Взрослые» вспоминают слова, фразы, интонации, которые они используют для выражения своего недовольства ребёнку. Затем «взрослые» все вместе идут по кругу в одном направлении и хором ругают «ребёнка». (Упражнение повторяется несколько раз с разными «детьми»).
По завершению упражнения психолог предлагает поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделать заключение на основе личного опыта.
Упражнение «Комплимент».
Описание упражнения: Участникам предлагается по кругу передать комплимент своему соседу справа.
По завершению упражнения ведётся обсуждение по двум направлениям:
1. Что было сложным в данном упражнении.
2. Что приятнее говорить или получать комплементы.
Упражнения «Ладошка»
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Психолог предлагает родителям выполнить следующее задание: возьмите лист бумаги и карандашом обведите одну руку. Затем в каждом пальце напишите, как вы думаете, какие чувства испытывает ребёнок в момент наказания? Прежде чем наказывать ребёнка, подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере.
Подведение итогов
Подведение итогов занятия заключается в том, чтобы каждый участник высказывает своё мнение о происходящем, что он узнал, что понял, что почувствовал на занятии, изменилось ли его настроение или нет, если изменилось, то, постараться объяснить что повлияло на перемену, с каким настроением участник уходит.
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учётом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопуст