Виктория Шабалина
«Вот какой наш богатырь!» Открытое занятие. Семинар-практикум для родителей и их детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей и их детей
Вот какой наш богатырь
Программное содержание: закреплять знания детей о былинных богатырях, их внешнем облике, характерных особенностях одежды;
развивать творческие способности детей, обогащать и стимулировать детское художественное творчество;
формировать стремление и готовность отразить полученные знания в деятельности; воспитывать интерес к героическому прошлому славянского народа;
Публикация «„Вот какой наш богатырь!“ Открытое занятие, Семинар-практикум для родителей и их детей» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
воспитывать отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, поддерживать желание детей быть похожими на русских богатырей;
воспитывать чувства уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру.
Методы и приемы: напоминания, вопросы, наглядность, пословицы и поговорки о храбрости и силе («Храбрый побеждает – трус погибает», «Смелость города берёт», «Кто храбр – тот и жив», «Кто смел, тот и цел», «Хотя не ел да будь смел», «Бой отвагу любит», «Глаза страшат, а руки делают», художественное слово, объяснения, игровой прием, побуждения, хоровые повторы, подвижные игры, музыкальное сопровождение, поощрения.
Материал: ковролин и табличка «Русь» к нему, мольберт, репродукция картины русского ху-дожника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», плоскостное изображение славянского юноши, магнитофон и аудиозаписи (2-ая симфония А. П. Бородина «Богатырская», песня «Богатырская сила» А, Пахмутовой);
на каждого ребенка – лист бумаги А4 с богатырскими доспехами (шлем, кольчуга, меч, щит, фломастеры, ножницы.
Воспитатель напоминает о том, что мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Предлагает поговорить о прошлом нашей Родины. Более тысячи лет назад образовалось русское государство Русь (на ковролине выставляется название «РУСЬ», наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ.
Воспитатель предлагает детям подумать, на какое слово похоже «славяне»?
«Славяне» похоже на слово «слава». А это значит, что славяне – это славный парод.
Читает стихотворение и выставляет на мольберт изображение славянского юноши:
Молодец все к молодцу:
Кудри золотые
Густо вьются по плечам,
Очи голубые,
Словно все в одно лицо:
Та же краса и сила,
Словно всех-то их одна
Матерь пopодила.
Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Воспитатель просит вспомнить, как назывались наши предки-защитники Земли Русской?
Задает вопросы: Откуда вы знаете о богатырях? Какие они, богатыри?
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение поэтессы Т. Курбатовой:
Три защитника, три брата,
Три богатыря!
«Русь на воинов богата!» –
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,
Мать-земля, родные хаты…
– Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!
Воспитатель обобщает ответы детей, помогает им сделать вывод:
Русский богатырь – это человек, который родился в России и любит Родину, как мать. Это обязательно человек православный, имеющий живую веру в Бога. Русский богатырь – мужественный, храбрый, но и благоразумный, осторожный. Богатырь не только сильный, он – добрый, милосердный, защитник всех слабых. Русские богатыри защищали вдов, сирот и стариков. Они всегда готовы скоро прийти на помощь тем, кто их просит.
Воспитатель показывает репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».
Задает вопросы: Знаете ли вы, дети, кто изображен на этой картине? В какой стране жили эти воины?
Читает детям стихотворение о богатырях, изображенных на картине В. М. Васнецова.
Земля чуть видимо курится,
Восходит первая заря.
Остановились на границе
Три всадника-богатыря.
Среди степи застыли кони.
Благие русские края!
А наших дней из-под ладони
Не видно ль, Муромец Илья?
Надежда Веселовская
На картине изображены старинные русские воины – богатыри, служившие в стародавние времена русскому князю. В центре – самый сильный и старший, самый удалой богатырь Илья Муромец. Богатыря, изображенного справа от Ильи Муромца, зовут Добрыня Никитич. Третий, самый молодой богатырь – Алеша Попович.
Дети описывают картину, называют богатырей : Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Вместе с воспитателем дети знакомятся с предметами одежды богатырей (шлем, кольчуга, щиток, доспехи, с оружием (булава, меч, лук).
Воспитатель спрашивает, кто из богатырей детям больше нравится? Выслушивает ответы:
- Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
- А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший.
- А мне нравятся все богатыри. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.
Далее воспитатель предлагает детям посмотреть внимательно на картину, вспомнить былины и сказки о богатырях и спрашивает : «Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?» Дети перечисляют: сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.
Русские витязи-богатыри обладали не только физической силой, но и глубокой верой в Бога, любовью к Родине, что давало им великую силу духа, помогало побеждать, не сдаваться. Сколько бы врагов ни нападало на Русь, хоть и во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.
Воспитатель предлагает детям решить, прошло ли время русских богатырей, или сегодняшние юноши, мужчины могут продолжать богатырскую традицию и стараться быть похожими на них? А можем мы сказать, что они передали свою великую силу, любовь к Родине нашим воинам?
Пусть дети выскажут свое мнение о том, что наши воины тоже смелые, отважные, сильные и всегда защищают свою Родину. При необходимости уточнить их ответы, уважительно отозваться о детском желании быть похожими на Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.
Воспитатель предлагает попробовать детям стать богатырями, объясняет, что богатырство – не только большая физическая сила, но прежде всего сила духа, благородство и доброе сердце. Вовлекает в богатырские игры (разминка под песню «Богатырская сила» А. Пахмутовой) : «Скачки на лошадях», «Перетягивание каната», «Самый сильный богатырь».
Напоминает пословицы и поговорки о храбрости и силе «Храбрый побеждает – трус погибает», «Смелость города берёт», «Кто храбр – тот и жив», «Кто смел, тот и цел», «Хотя не ел да будь смел», «Бой отвагу любит», «Глаза страшат, а руки делают».
Воспитатель делает заключение:
Русские богатыри – достойный пример для подражания. И мы до сих пор восхищаемся богатырями.
Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
В практической части занятия воспитатель предлагает детям раскрасить и вырезать богатырские доспехи : шлем, кольчугу, щит, меч. Перед тем как приняться за раскрашивание, еще раз рассмотреть снаряжение богатырей на репродукции картины. Дети работают под музыкальное сопровождение – 2-ая симфония А. П. Бородина «Богатырская». Готовые доспехи примеряются на «богатыря» (изображение славянского юноши на мольберте) и вывешиваются в «Богатырскую лавку» (на стенд).