Наталья Плюта
Семинар-практикум для педагогов «Внедрение ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: семинар – практикум
Тема: «Внедрение ФГОС дошкольного образования»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО по внедрению ФГОС дошкольного образования в своей практической деятельности.
Задачи:
- углубление теоретической и практической подготовки педагогов к внедрению в ДОО ФГОС дошкольного образования, осмысление своих знаний;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Внедрение ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- развитие творческой активности педагогов.
Предварительная работа: консультирование педагогов, самообразование педагогов по вопросу ФГОС, подготовка технического оснащения помещения, изготовление раздаточного материала, подготовка вопросов для обсуждения.
Материалы и оборудование: ноутбук, медиа-экран, проектор; столы и стулья для участников; карточки для заданий; ручки, чистые листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, маркеры.
План проведения
I. Вступительное слово.
II. Презентация «Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС»
III. Опрос «Проверь свои знания»
IV. Блицтурнир.
1 Задание «Понимание принципов Стандарта»
2 Задание «Как Вы понимаете понятия?»
V. Рефлексия. Оценка своего участия.
VI. Итог.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Ход деятельности
I. Вступительное слово.
Добрый день уважаемые коллеги.
28 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
Как сказал А. Асмолов: "В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
II. Презентация «Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС»
III. Опрос «Проверь свои знания»
1. На основе каких документов разработан Стандарт?
Ответ:
- Конституции РФ;
- законодательства РФ;
- и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
2. Каким приказом утверждён ФГОС дошкольного образования и когда вступил в силу?
Ответ:
- Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный № 30384
- Приказ вступил в силу с 1 января 2014г.
3. Стандарт направлен на достижение каких целей?
Ответ:
- повышение статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
4. Стандарт направлен на решение каких задач?
Ответ:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
IV. Блицтурнир
Педагоги делятся на две команды.
1 задание: «Понимание принципов Стандарта»
Отобразите в рисунках указанные принципы. Догадайтесь по рисунку о принципе, отображённом в нём.
Принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
2 задание: «Как Вы понимаете понятия?»
Амплификация развития
Ответ:
Максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность содержания образовательных программ
Ответ:
Обеспечение разнообразия примерных образовательных программ.
Инклюзивное образование
Ответ:
Процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Образовательная область
Ответ:
Структурная единица содержания образования, представляющая определённое направление развития и образования детей.
Индивидуализация образования
Ответ:
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Образовательная среда
Ответ:
Совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
V. Рефлексия. Оценка своего участия.
- этот семинар – практикум принёс пользу;
- получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег;
- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в семинарах – практикумах.
VI. Итог.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого – то из участников. Они начинают хлопать вдвоём. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Список используемой литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.
Педагогические советы / авт. -сост. Бушнева И. М. (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011.
Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно – практическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2014.
Справочник старшего воспитателя / авт. -сост. Н. А. Кочеткова (и др.) – Волгоград: Учитель, 2013.