Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение в практику работы Доо ФОП ДО Вектор развития, контрольные точки, вопросы»

Елена Петрова
Семинар-практикум для педагогов «Внедрение в практику работы Доо ФОП ДО Вектор развития, контрольные точки, вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы

С 1 сентября 2023 года, мы разработали, утвердили свои образовательные программы в соответствии с единой федеральной образовательной программой. Как содержание ФОП реализовать на практике? Для этого, расставим контрольные точки.

В чем для меня, как для методиста была сложность! С одной стороны, дошкольное учреждение никто не ограничивает в выборе методик, технологий, парциальных программ, видов деятельности и т. п. В то же время, при разработке программы необходимо было учесть все задачи и содержание ФОП (не только основной части, но и вариативной, потому что, ФОП – это закон, обязательный к исполнению. Предлагаю разбирать все нюансы постепенно на практике.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Внедрение в практику работы Доо ФОП ДО Вектор развития, контрольные точки, вопросы“» размещена в разделах

Задание №1

Приступим! Перед вами содержание ОО СКР (старший возраст). Попробуем с вами подобрать через какие виды деятельности, и через какие формы работы, мы с вами можем реализовать данное содержание.

Только ли через занятие? (хотя занятие, в ФОП - это очень широкое понятие, или большую часть мы можем реализовать, не открывая ни одну из методичек, не усаживая детей на стул, дабы НАУЧИТЬ! Прочитать формулировку «Занятие» (ФОП п. 24.12, стр. 155)

Прошу команды включиться в процесс. Слева содержание ОО СКР, справа, заполним пустые колонки: через какие виды деятельности и через какие формы можно реализовать данное содержание.

«Подсказка», но виды деятельности, и формы работы там не разделены, вам нужно вспомнить, что из этого вид деятельности, а что форма. Возможны так же свои варианты.

СОДЕРЖАНИЕ ОО СКР(4-5 ЛЕТ) ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМА РАБОТЫ

педагог обогащает представления детей об их развитии, общение со взрослым; общение со

сверстниками;

игровая деятельность; музыкальная

деятельность Беседа, развивающий диалог,

Игра сюжетно- ролевая

Утренний круг

проговаривает и фиксирует внимание на разнообразных

возрастных изменениях (когда я был маленький, когда я

буду взрослым). Способствует освоению детьми

традиционных представлений о половых и тендерных

различиях, семейных ролях и отношениях

педагог формирует положительную самооценку, Свободная

деятельность;

режимные моменты, трудовая деятельность; изобразительная

деятельность

Прогулка, занятие, Инд. задания и поручения, труд, дежурство, упражнения

уверенность в своих силах, отмечает позитивные

изменения в развитии и поведении детей, бережно и

тактично помогает ребёнку обнаружить свои ошибки и

найти адекватный способ их устранения

педагог способствует распознаванию и пониманию детьми эмоциональных состояний, их разнообразных проявлений, связи эмоций и поступков людей. Создает ситуации получения детьми опыта проявления сочувствия и содействия (эмпатийного поведения) в ответ на эмоциональное состояние сверстников и взрослых, воспитывает чувствительность и внимательность к затруднениям и переживаниям окружающих. При чтении художественной литературы, просмотре фрагментов анимационных фильмов педагог обращает внимание на разнообразие эмоциональных проявлений героев, комментирует и обсуждает с детьми обусловившие их

причины общение со взрослым; общение со

сверстниками; речевая деятельность, Беседа, Акция, наблюдение, экскурсия; упражнения, Чтение х. л. ,

педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям) : обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях;

семейных событиях, делах И т. д.

обеспечивает включенность детей в детское сообщество, умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Побуждает детей наблюдать за поведением сверстников, развивает чувствительность к поступкам сверстников, интерес к их действиям. Способствует освоению детьми вербальных и невербальных средств и способов обращения к сверстникам, привлечения внимания и

демонстрации своего расположения;

педагог поддерживает детей в ситуации, когда им трудно выразить собственные потребности и при урегулировании конфликтов между сверстниками, демонстрирует культурные формы общения. Поощряет инициативу и самостоятельный выбор детьми занятий и партнеров, обогащает умение договариваться, поддерживает совместные дела детей в небольших группах (3-4 человека). Обеспечивает развитие личностного отношения ребёнка к соблюдению или нарушению моральных норм

при взаимодействии со сверстником;

создает условия для развития детско-взрослого сообщества. Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: напоминает и демонстрирует различные формы приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы. Знакомит

детей с правилами поведения в общественных местах;

развивает позитивное отношение к ДОО: знакомит с педагогическими и иными работниками ДОО, с доступными для восприятия детьми правилами жизнедеятельности в ДОО; её традициями; воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО. Обращает внимание детей на изменение и украшение её помещений и территории, поддерживает инициативу детей и совместно планирует презентацию продуктов деятельности (рисунков, поделок) в

пространстве группы и прилегающих к ней помещениях.

ПОДСКАЗКА для разбора

ФОРМЫ РАБОТЫ : игра ( во всех ее формах: развивающая, С/Р, подвижная, народная, с правилами и без, совместная и индивидуальная, словесная; дидактическая, музыкальная и т. д); развивающий диалог; занятие (все формы); наблюдение; рассматривание; беседа, экспериментирование, упражнения; индивидуальные задания и поручения; дежурство; образовательная ситуация; проблемная ситуация; чтение х/л; труд, акции; конструирование, аппликация, рисование, экскурсия, прогулка и т. д.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: общение со взрослым; общение со сверстниками; двигательная деятельность; речевая; музыкальная деятельность; игровая деятельность; познавательно- исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность; элементарная трудовая деятельность.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ: только ли на занятиях мы свами реализуем данное содержание? Большую часть содержания возможно реализовать в совместной, самостоятельной деятельности и др. видах деятельности, через различные формах работы с детьми. Для этого не обязательно иметь инструкцию, методичку, конспект, достаточно опыта, при условии, что ребенок субъект, партнер, а не пассивный слушатель, если среда ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ наполнена и организована, а педагог реализует образовательную деятельность не только через такую форму, как занятие.

Осталось только понять в какое время ту, или иную форму рационально проводить. Где, место в режиме дня, той, или иной деятельности.

Задание №2

Согласно п. 24 ФОП ДО образовательная деятельность включает:

1. УТРЕННИЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ, ЗАНЯТИЕ (1 команда)

2. ПРОГУЛКУ, ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ (2 команда)

Попробуем напрячь свою память, а может интуицию, опыт и знания, и распределим, что и когда целесообразно проводить. Найдите лишнее в каждом периоде, что в этот период проводить нерационально, в каждом периоде, лишняя только одна форма.

Утренний отрезок времени

Игровые ситуации, индивидуальные игры, игры небольшими подгруппами, беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, практические, проблемные ситуации, упражнения, наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых, трудовые поручения и дежурства, индивидуальная работа с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей, продуктивная деятельность детей по интересам детей, оздоровительные и закаливающие процедуры,

здоровьесберегающие мероприятия, двигательная деятельность, досуг или развлечение.

Занятие

Проблемно - обучающие ситуации, образовательные ситуации, тематические и воспитательные события, проектная деятельность, творческие и исследовательские проекты, дежурство, занимательное дело, и т. д.

Прогулка

Наблюдение за объектами и явлениями природы, сюжетно-ролевые и конструктивные игры, элементарная трудовая деятельность детей на участке ДОО, чтение худ. литературы (разучивание песен, стихов к утренникам, свободное общение педагога с детьми, индивидуальная работа, проведение спортивных праздников, подвижные игры и спортивные упражнения, экспериментирование с объектами неживой природы,

Вторая половина дня

Элементарная трудовая деятельность детей, проведение зрелищных мероприятий, занятия повышенной образовательной нагрузки. развлечений, праздников, игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами, опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образцов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизация, организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских, индивидуальная работа по всем видам

деятельности и образовательным областям, работа с родителями (законными представителями,

Вы, наверное, обратили внимание, на то, что в ФОП не обозначено ни конкретные названия образовательной деятельности, ни их количество.

Есть примерный распорядок, есть рекомендации о том, что образовательную деятельность лучше проводить не раньше 8.00 и не позже 17.00. Также в п. 35.7 прописано

«Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью». Ранее мы могли использовать рекомендации, прописанные в примерной (комплексной) образовательной программе, на основе которой мы разрабатывали программу ДОУ. Как быть сейчас? Перед педагогами встает вопрос : Как организовать образовательную деятельность с детьми, учитывая, что нам необходимо реализовывать задачи ФОП, помнить о пяти образовательных областях, о видах деятельности и, что немаловажно, учитывать мнение детей? Как реализовывать вариативную часть программы? Как применять парциальные программы? Как это сделать, если в ФОП нет ни слова о расписании (сетки занятий). Предлагаем каждой команде подумать над этими вопросами и попробовать представить свое решение.

Задание №3 Задача повышенной сложности.

ДАНО: 5 образовательных областей, задачи и содержание каждой ОО, виды деятельности и формы работы, планируемые результаты, режим дня. Известна возрастная категория воспитанников и расписание музыкальных и физкультурных занятий.

ВОПРОС : как организовать образовательную деятельность с детьми? Как реализовывать вариативную часть программы (парциальные). Нужна ли сетка занятий?

ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЕ РЕШЕНИЕ

Продолжаем наш практический семинар. Мы работали в команде, далее, попробуем теперь поработать индивидуально. Первое задание «Чем «занятие» отличается от

«культурных практик». В Программе очень много уделено понятию культурная практика и занятие. Мы проводили с вами МО по этой теме, поэтому, думаю, вам не составит труда ответить на этот вопрос.

ЗАДАНИЕ №4 Все карточки разделить на две группы: «Занятие» и «Культурные практики». (Задание можно выполнить без куаркода)

Ответы:

Занятие: форма организации обучения, на ряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми –путешествиями и др. Закачиваются не позднее 17.00

Занимательное и интересное дело, которое развивает их в ходе, которого они осваивают одну или несколько образовательных областей в интеграции

Может быть в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и. д.

Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН 1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО).

К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно- исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (пп. 24.18–24.22 ФОП ДО). КП-это не занятие, а деятельность которая дает ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, чем способствует становлению разных видов инициатив.

ЗАДАНИЕ №5 Следующее задание посвящено мониторингу.

В каких формах педагог имеет право проводить мониторинг. Сколько нужно времени педагогу для его проведения и обработки результатов. «Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?».

Ответы:

Метод ответ Комментарий

Наблюдение Можно Вы правы, наблюдение – это основной метод педагогической диагностики

Свободные беседы с детьми Можно Вы правы, беседы дополнят результаты наблюдения

Промежуточная аттестация Нельзя Вы правы, в детском саду промежуточную аттестацию не проводят

Анализ продуктов детской деятельности Можно Вы правы, анализ продуктов детской деятельности дополнит результаты наблюдения

Итоговая аттестация Нельзя Вы правы, в детском саду итоговую аттестацию не проводят

Специальные

диагностические ситуации Можно Вы правы, специальные диагностические ситуации можно использовать для диагностики развития детей

Тестирование и проективные методики Нельзя Тестирование и проективные методики – это методы психологической диагностики

ЗАДАНИЕ № 6: «О ценностях, к которым надо приобщать детей»

Ответы:

Совокупные задачи воспитания в рамках социально-коммуникативного развития охватывают больше всего ценностей.

Примеры задач: воспитывать уважение к своей семье, населенному пункту, родному краю, стране, к другим детям и взрослым вне зависимости от их этноса и национальности; воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа; содействовать становлению целостной картины мира на основе представлений о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи. В ходе речевого и художественно-эстетического развития педагоги должны приобщать детей к одним и тем же ценностям, но при этом решать разные задания воспитания. Так, в ходе речевого развития педагоги должны знакомить детей с формами этикета и нормами культурного поведения, учить чувствовать красоту родного языка. В ходе художественно-эстетического развития, к примеру, воспитывать у детей эстетические чувства, создавать условия для реализации их творческого потенциала.

И последнее задание «О РППС». В рекомендациях от Минпросвещения есть критерии оценки развивающей предметно-простраственной среды в детском саду, так же в о ФГОС ДО определены требования к ППРС. Так, например, среда должна быть ориентирована на повышение физической активности и творческое развитие детей, быть приспособленной для познавательной деятельности и сюжетно- ролевых игр, содержать элементы природы и предусматривать информационное пространство для родителей. На эти критерии должны ориентироваться педагоги, когда будут создавать РППС в своих группах. Но это не все критерии.

Определите, какие еще 6 критериев касаются РППС.

Комфортность, эстетичность, стабильность, открытость, современность, стационарность, безопасногсть

Комментарий:

Прежде чем переходить на федеральную образовательную программу, педколлективу предстоит провести мониторинг инфраструктуры детского сада и при необходимости спроектировать ее с учетом методических рекомендаций. В первую очередь в РППС должны быть элементы, которые можно менять и преобразовывать. То есть среда должна быть открытой. В группах должны быть современные игрушки и оборудование. Детям должно быть комфортно в группе и других помещениях ДОО. Цветовая гамма помещений должна быть сбалансированной. Группы могут украшать дизайнерские элементы и элементы художественной культуры. При этом в РППС не

должно быть ничего, что может угрожать физическому и психическому здоровью детей (кричащие цвета, статичные кислотные рисунки, перенасыщенность среды, или наоборот, детям нечем заняться).

Мы с вами провели мониторинг инфраструктуры, выявили недостатки, наметили шаги к исправлению ситуации. Но, как мы понимаем, не все зависит от администрации, завхоза, поставщиков, выделенных средств и тд. Иногда нужно просто личное желание, что-то менять, что-то делать для того, что бы стало лучше. Не ждать, когда мне принесут, купят, приобретут, расскажут, а лучше покажут как, куда, а еще лучше, сделают это за меня. А самое главное, иногда нужно просто понять, что у меня не все идеально, «замылился взгляд», присмотрелось, упустила из виду, а может, не знала, пока не прочла, пока не указали. Но я могу на это повлиять. Я ГОТОВА МЕНЯТЬСЯ!

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Внедрение в практику работы Доо ФОП ДО Вектор развития, контрольные точки, вопросы»
Опубликовано: 16 октября 2024 в 09:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Внедрение в практику работы Доо ФОП ДО Вектор развития, контрольные точки, вопросы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова (УИ 181068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД