Татьяна Аугайтене
Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов
Тема: «Как эффективно выстроить общение с родителями»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Средства и способы: сердечки из бумаги, ваза для сердечек, памятки на каждого воспитателя («Портрет идеального воспитателя», тест на эффективность общения, «Правила конструктивного взаимодействия с родителями, ручки, мультфильм «Моя жизнь», релаксационная музыка для упражнения «Улыбка», веселая музыка для упражнения «Веселая шляпа», шляпа, микрофон («Внешнее согласие»)
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Как эффективно выстроить общение с родителями“» размещена в разделах
Продолжительность: 40 минут.
Ход семинара:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать и, надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
1. Упражнение «Сердечки»(5 минут)
Ведущий: Возьмите себе, пожалуйста, немного сердечек. (После того, как все участники взяли сердечки). А теперь я попрошу вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек у вас в руках.
2. Притча «Страшный сон» (3 минуты)
Ведущий: Я предлагаю прослушать и обсудить притчу.
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
- В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов;
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
3. Теоретическая часть (2 минуты)
На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребят домой. Бывает так, что педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Стоит помнить, что у педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Трудностей в организации общения с родителями много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Педагог может дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Тест на эффективность общения (3 минуты)
Ведущий: Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.
(Каждый участник семинара получает раздаточный материал)
Ведущий: проверьте свои установки на общение с родителями : из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
I. А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.
Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
II. А) меня должны уважать.
Б) я должна завоевать уважение.
III. А) я должна быть в центре внимания.
Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
IV. А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
5. Упражнение «Руки» (1 минута)
Соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно оказывает сопротивление, хотя такой настройки не было. Вывод - в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, те агрессия вызывает агрессию. Если один человек недружелюбно настроен к другому человеку, он это почувствует и неосознанно примет меры защиты.
6. Упражнение «Вопрос – ответ» (1 минута)
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)
4. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)
5. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
Ведущий: Общение наивысшая радость, дарованная людям. Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Все средства общения делят на : вербальные, невербальные и паралингвистические.
К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позы; а к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.
7. Упражнение «Взгляд» (3 минуты)
Ведущий: Продемонстрируйте ваш взгляд на родителя : с укоризной, с запретом, с удивлением, с гневом, с радостью, а безразличием, с ожиданием дальнейшего действия.
Обсуждается значение взгляда в технике общения.
Ведущий: Как вы уже прочувствовали, взгляд имеет большое значение. Смею дать вам один совет: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и вызывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
8. Упражнение: «Тренировка интонации» (2 минуты)
Ведущий: Приветствуйте, пожалуйста, родителей словом «Здравствуйте!» с оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, иронии, безразличия.
Упражнение выполняется совместно. Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом и интонацией.
9. «Правило трех плюсов» (2 минуты)
Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Ведущий: общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».
+ Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
+ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.
+ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.
10. Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю) (5 минут)
Ведущий: Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это родитель, которому вы говорите что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»
Обсуждение упражнения.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
- Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Ведущий: любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности
11. Упражнение «Внешнее согласие» (2 минуты)
Ведущий: А сейчас мы попробуем находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться. Я обращаюсь к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Вам нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса - то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.
Примеры
Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофта.)
Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»
Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»
Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».
Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»
Вариант ответа: «И действительно, что это я.»
Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»
Вариант ответа: «Может вы и правы».
Утверждение: «Вы постоянно "жужжите" и "жужжите", когда я прихожу за ребенком в детский сад. Это раздражает!»
Варианты ответа. «Да, мы много общаемся, у нас весело»
12. Обсуждение примерного кодекса общения (1 минута)
Ведущий: Обсудим примерный кодекс общения. Согласны ли вы с тезисами?
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
13. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь» (5 минут)
Мультфильм снят режиссером Натальей Березовской в 2000 году. Главный герой – маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.
В ходе обсуждения педагоги приходят к выводу, что мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон», представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.
13. Релаксационное упражнение «Улыбка» (3 минуты)
Ведущий: «Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Давайте попробуем выполнить вместе.
Рефлексия (2 минуты)
Ведущий: вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю взять на память об этом дне себе сердечко, а второе сердечко с пожеланиями, с впечатлениями о сегодняшней встрече, с вашими высказываниями: что понравилось, что не очень, какая игра или упражнение вам понравилось положить в коробочку.
Раздача памятки «Портрет идеального педагога» и «Правила конструктивного взаимодействия с родителями».
- Всем спасибо, с вами приятно было работать и общаться!
- Удачи вам!