Анна Плясунова
Семинар-практикум для педагогов «Развитие сюжетно-отобразительной игры у детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Семинар-практикум для педагогов:
«Развитие сюжетно-отобразительной игры у детей третьего года жизни»
(Слайд 2) Сюжетно-отобразительная игра начинает формироваться в возрасте 2-3 лет. Впервые особенности сюжетно-отобразительной игры изложил в своих трудах Д. Б. Эльконин: «Игра в раннем возрасте не возникает спонтанно, а формируется только в результате усвоения ребенком способов игровой деятельности в процессе общения со взрослым».
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие сюжетно-отобразительной игры у детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Он приводил следующий пример: «Мать причесывает Олю щеткой для волос. Затем дает щетку ей в руки, направляет её руку со щеткой к её волосам, и они вместе производят действия причесывания. Теперь Оля, подходя к зеркалу и увидев щетку для волос, берет ее правильно за ручку, направляет к своей голове и делает несколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикасается к волосам тыльной поверхностью щетки, и конечно, никакого причесывания не происходит». Автор пришел к выводу, что образец действия, который взрослые предлагают ребенку, не может быть усвоен сразу. Ребенок в раннем детстве принимает из образца действия лишь его общую схему, которая связана с общественным назначением предмета.
(Слайд 3) Третий год жизни - период расцвета сюжетно-отобразительной игры.
Цель сюжетно-отобразительной игры заключается в организации практического опыта осуществления игровых действий и обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
Содержанием сюжетно-отобразительной игры являются действия ребенка, имитирующие в условной форме использование предмета по назначению. Игровые действия детей третьего года жизни носят ярко выраженный подражательный характер: ребенок причесывает куклу расческой, поит мишку из чашки, то есть выполняет знакомые по опыту действия. В действиях детей наблюдается полифункциональное использование предметов: ребенок вытирает платочком глаза мишки, и тут же платочек становится для того одеялом. Для ребенка не важен предмет, главное — выполнить необходимое действие.
(Слайд 4) Принято выделять три уровня сформированности сюжетно-отобразительной игры: высокий уровень сформированности предполагает, что замысел у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит ему на помощь. В игре малыш отображает знакомые события, комбинируя их между собой. С удовольствием принимает в игру сверстников.
- При среднем уровне развития сюжетно-отобразительной игры замысел ее появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображаются знакомые события, играющий с удовольствием повторяет какую-то одну ситуацию в выборе. Роли взрослого малыш не принимает. Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.
Ребенку с низким уровнем сюжетно-отобразительной игры требуется помощь взрослого в появлении замысла. Он отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи ему помогает ставить взрослый, лишь в отдельных случаях игровые задачи малыш ставит самостоятельно. Ребенок не использует в играх предметов-заместителей и воображаемых предметов. Игра индивидуальная, малыш почти не проявляет интереса к играм сверстников.
Дети, обладающие как высоким, так и низким уровнем развития сюжетно-отобразительной игры, нуждаются в педагогическом руководстве.
Именно поэтому роль педагога в организации сюжетно-отобразительной игры заключается в правильном ее построении.
Чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо:
- во-первых, добиться разнообразия сюжетов, показать детям новые источники их создания;
-во-вторых, способствовать обогащению сюжетов, их детализации, наращивать логическую цепочку действий, ввести более обобщенные средства выражения сюжета, отображать эмоции и состояния игровых персонажей.
- наконец, развить речевое сопровождение игры — обозначение действий словом и диалоги с игрушкой.
(Слайд 5) Основная задача педагога — помочь ребенку овладеть условностью игровых действий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения:
— включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов — «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку);
— заменять в игре хорошо известные предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем словом;
— передавать действия, характерные для персонажа («мама», «доктор» и др., и взаимоотношения персонажей («мама» ласково разговаривает с «дочкой»);
— «одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния;
— словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы («Я кормлю», «Это у меня ложка»);
— самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2—3 игровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым;
— вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.
Таким образом, в первом полугодии принимать от педагога словесно обозначенный замысел игры («Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно.
(Слайд 6) Анализ предметно-игровой среды
Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь сюжетные игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребенку отразить свои впечатления.
Для развития самостоятельной игры в нашей группе раннего возраста, имеется набор сюжетных игрушек. Это куклы – младенцы, коляски, машины большие и маленькие. Так же в группе есть переносные модули: «Магазин» с наборами овощей и фруктов, отдельные виды продуктов; модуль для купания кукол.
(слайд 7) «Доктор» с набором инструментов, белые халаты и шапочки. Наборы посуды (чайная, кастрюли, детский стол). Конструктивный материал для построек дорожек, башенок и т. д. Чтобы дети творчески проявляли себя в сюжетной игре, в группе оснащен уголок ряжений.
С помощью перечисленных игрушек дети играют в такие сюжетно-отобразительные игры, как: «Покатай куклу в коляске», «Уложим куклу спать», «Построим домик для Мишки», «Угостим Мишку чаем», «Кукла Маша заболела», «Кукла Маша пришла в магазин» и др.
Практическая часть.
Педагог предлагает коллегам выбрать один из игрушечных строительных инструментов или атрибутов (каска, отвертка, дрель) и придумать варианты игр с этими предметами.
(слайд 8) Таким образом, сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста является одним из важных этапов развития игровой деятельности, стартовой площадкой для возникновения сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности дошкольника.