Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Татьяна Богданова
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей

«Развитие речи дошкольников

через дидактические игры»

Актуальность.

Развитию речи дошкольников всегда уделяется много внимания. Так как, дошкольный возраст – это период приобретения информации, развития коммуникативных и речевых навыков. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры“» размещена в разделах

Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Количество детей с задержкой речевого развития увеличивается из года в год. Малыши, приходящие к нам в детский сад в большинстве своем говорят отдельные слоги или некоторые слова. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются проблемы со звукопроизношением. Словарный запас бедный, предложения строят простые, не распространенные, практически не употребляют эпитеты, сравнения.

Дети мало общаются со взрослыми, заменяя это важное занятие игрой в компьютере или просмотром телевизора.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем. Высоким уровнем речевого развития у детей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу, что необходимо провести с педагогами семинар-практикум, как заниматься и играть с детьми одновременно. Как детям в игровой форме объяснить, с помощью каких средств можно добиться хороших результатов по развитию речи дошкольников.

Мы предлагаем разработки семинара – практикума. Форма организации – игровая. Все игры, используемые в этих мероприятиях можно проводить не только с педагогами, а в первую очередь с дошкольниками. Желаем всем успехов!

Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста».

План семинара.

1. Беседа -направления речевого развития детей по программе «От рождения до школы»

2. «Мозговой штурм» -роль дидактической игры в развитии речи дошкольников

3. Практическая часть:

-дидактические игры и пособия по развитию речи с элементами ТРИЗ

-практическое применение дидактического материала для развития речи дошкольников

Ход семинара – практикума :

1. Речевое развитие :

Формирование словаря (обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, использование их в речи).

Звуковая культура речи (правильное произношение гласных и согласных звуков, развитие артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха)

Грамматический строй речи (согласование слов в предложении, правильное употребление слов: падеж, число, наклонение, склонении и т. д.)

Связная речь (развитие диалогической и монологической речи)

2. Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников.

Воспитателям предлагается самим определить роль дидактических игр с помощью метода «Мозговой штурм». После проведения этой игры подводятся итоги, и делается некое умозаключение, касаемо роли дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Во второй части семинара-практикума предлагаются сами игры, часть которых проигрывается, если они не знакомы воспитателям, или если необходимо сделать акцент на важности её именно для развития речи детей.

Дидактическая игра- это игра, предназначенная для обучения. Дидактическая игра способствуетполучению новых знаний, расширению имеющиеся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; социально-нравственному развитию (взаимоотношения между людьми, учит быть чуткими, ответственными и т. д.) и конечно способствует развитию речи детей. Играть можно в любое время, со всей группой или с отдельными детьми, а также использовать игру как элемент НОД.

Дидактические игры, направленные на:

1. Формирование словаря:

1.1. Обогащение словаря существительными, расширение словаря:

«Чудесный мешочек» В нем могут лежать карточки с изображением предметов, фруктов, овощей и т. д. После того, как дети по очереди достают по одной картинке и называют то, что изображено, обобщают понятийную группу, к которой относятся картинки н-р. : «Все это – овощи, фрукты, мебель и т. д.». Можно наоборот, сначала сказать, что в мешочке лежит, и дети просто называют предметы этой группы н-р. : «В мешочке лежат головные уборы, что к ним относится, посмотрим…»

«4-й лишний» очень известная игра, но воспитатели почему-то не придают ей должного внимания. У этой игры есть несколько вариантов, но смысл один – уметь вычленять тот предмет или явление из группы, которое по каким-либо признакам лишнее. В этой игре также закрепляется умение обобщать понятия, но самое главное, дети учатся составлять сложносочиненные предложения. Важно научить ребенка составить это предложение. Н-р. : «Здесь лишнее яблоко, потому что свекла, морковь и капуста – это овощи, а яблоко – это фрукт»

«Логический поезд» тоже знакомая многим игра. Здесь также как и в игре 4-й лишний очень важно составление предложений детьми, когда они ставят свой «вагончик в поезд». Н-р: задание было такое: «В нашем поезде поедет все, что сделано из дерева». Ответы детей: «У меня поедет матрешка, потому что она сделана из дерева», «У меня поедет в нашем поезде мишка, потому, что он живет в лесу, где много деревьев». Важно, чтобы дети понимали, что любую картинку, которая им досталась можно поместить в этот поезд, если подумать и связать её с той темой, которую предлагает воспитатель.

«Лавина» (я положил в корзину яблоко, я положил в корзину яблоко и апельсин, я положил яблоко, апельсин, грушу)

«Рыбалка» Для этой игры потребуются маленькие карточки обобщающих понятий «Фрукты», «Овощи» и т. д, удочки (можно сделать из пластиковых палочек от шариков или трубочек для коктейля, на ниточку привязать магнитик, а на карточке будет скрепка). Каждому из игроков дается задание, кто что «ловит». После этого ребенок называет, что он поймал и как это называется одним словом.

1.2. Действия:

«Что с этим делать?» Можно положить в мешочек или корзинку (коробку) как картинки, так и реальные предметы. Один из вариантов, когда ребенок достает карточку с изображением предмета, смотрит, не демонстрируя другим, и жестами показывает, что с этим предметом делать. Все остальные отгадывают, что же за предмет изображен на картинке. Другой вариант – когда достается реальный предмет и просто ребенок рассказывает, что с этим делать, как его использовать.

«Кто управляет…» Этой игре также следует уделить особое внимание, т. к. дети часто путают, кто управляет различным видом транспорта (н-р. : самолетом – самолетчик, троллейбусом – троллейбусник и т. д.). Желательно вначале иметь для этой игры картинки, на которых изображена кабина транспорта с человеком, управляющим его. Потом можно использовать картинки с изображением транспорта.

«Летает - не летает», «Плавает – не плавает». Игра может проводиться с мячом по типу «съедобное – не съедобное».

«Логические цепочки»

1.3. Прилагательные:

«Как называется?» (суп из гороха, каша из манки.) Эта словесная игра не требует никакой подготовки, кроме наличия мяча. Но на неё также следует обратить внимание, т. к. не все дети знают, как называется каша из риса, гречи, сок из помидоров или сок из слив и т. д. В таких играх не только обогащается словарь детей и умение правильно называть прилагательные, но и развиваются навыки ловли и бросания мяча, моторика рук и др.

«Какой?» (характеристика предмета, явления – кто больше назовет) Эта игра также не требует особой подготовки или наличия специального материала. Достаточно любой картинки или предмета. Здесь важно, чтобы дети как можно больше назвали слов, характеризующих этот предмет, используя все сенсорные эталоны и не только (цвет, форма, размер, объем, вкус, запах, движение, настроение и т. д.).

«Определи на ощупь» Определять на ощупь можно не только предметы с различной поверхностью, но и контрастной температурой, различные по форме и размеру и и т. д. здесь также важно дать детям возможность сначала определить на ощупь,подумать, а затем ответить на вопрос какой предмет?

«Что бывает…» (зеленым, колючим) В этой игре мы принимаем любой ответ, но иногда, если нам кажется, что это противоестественно, просим ребенка объяснить, почему он так думает.

«Цепочка слов» (н-р. : кошка какая бывает? Кто еще таким бывает?.) Эта игра может быть бесконечной, если находить и описывать все время разные объекты, которые называют дети.

2. Звуковая культура речи.

«Звуковая азбука» Это авторская методика логопеда О. В. Закревской. Специально разработанная для детей дошкольного возраста азбука символов звуков в виде предметов. На каждой картинке (символе звука) можно найти букву, которая в словах издает такой же звук, как предмет на картинке (символ звука). С помощью этих символов ребенок не только быстро запоминает и правильно произносит звуки, но и быстро учится сливать звуки в слоги, что является хорошей основой для дальнейшей подготовки к обучению чтению.

3. Грамматический строй речи.

«Что где находится» (предлоги) Игра хороша тем, что дети не только учатся правильно употреблять предлоги, но еще здесь формируются навыки построения фразовой речи и простых предложений, ориентации в пространстве, обогащение словаря обобщающими понятиями.

4. Связная речь.

Игра «Лишний»

Из набора картинок выбрать, из какого они произведения и какая из них лишняя? 1. Муха, Доктор Айболит, Комарик, Бабочка (Муха-цокотуха) 2. Дед, Бабка, Мышка, Курочка Ряба (Репка) 3. Колобок, Медведь, Лиса, Козленок (Колобок)

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош — Объясню, и ты поймешь. Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Игра «Только вес лые слова»

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только вес лые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут. Вариант. Можно сменить тему и назвать только зел ные слова, только круглые слова, колючие и т. д.

Игра «Путешествия по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Ход Воспитатель: У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С (или любой другой звук). Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на найденный вами предмет. Пошли. Также можно предложить детям такую игру: «Расшифруй имена сказочных героев»

рассказывание по картине:

Пришел волшебник «Я только слышу», «Я только вижу», «Я чувствую» и т. д. Метод технологии ТРИЗ позволяет при составлении рассказов по картине использовать все сенсорные анализаторы – умение видеть, слышать, почувствовать запах и даже вкус происходящего не только на данной иллюстрации, но и почувствовать, что происходит за пределами.

«Что сначала, что потом» Этот дидактический материал научит детей обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. В качестве материала для этой игры могут выступать не только фабричные картинки, но и изображенные реально или схематично действия с какими-либо героями, предметами.

«Я – целое, а ты – моя часть» (ст. в-т) Эта игра также взята из технологии ТРИЗ. Она помогает ребенку детально рассмотреть строение любого предмета или явления.

«Рассказ от первого лица» является разновидностью эмпатийного рассказывания. Монолог-повествование может идти от имени любого лица: предмета, явления, живого или неживого существа и т. п.

«Цветные картинки» эта игра нацелена на развитие детского творчества и ассоциативного мышления. Глядя на полоски бумаги с различными цветными квадратами, предлагается придумать рассказ о чем-либо, о ком-либо на основе ассоциаций с реалиями окружающего мира.

«Чудесные вещи» игра направлена на развитие творческого воображения и ознакомление со свойствами предметов.

«Хорошо – плохо» очень известная игра, но ей также уделяется недостаточно внимания, либо проводят её не совсем правильно. Очень важно, чтобы дети не только находили положительные и отрицательные моменты в объекте или явлении, но и выстраивали логическую цепочку своих рассуждений, строили фразовую речь, простые и распространенные предложения. Игра может длиться бесконечно, главное, дети должны понять, что в любом случае у отрицательного есть всегда что-то положительное.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Опубликовано: 23 марта 2021 в 13:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД