инна шевелёва
Семинар-практикум для педагогов «Интеллект-карты в работе с детьми в ДО»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов дошкольного образования по теме:
«Интеллект карты в работе с детьми»
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". Свои работы Тони Бьюзен изложил в книгах под названием: «Супермышление», «Научите себя думать». В них автор представил принципы построения интеллект-карт. В основе метода лежит идея — для человеческого мозга характерны три вида мышления: ассоциативное — позволяет за счет ассоциаций вытаскивать по цепочке из нашего мозга глубоко осевшую информацию и идеи; иерархическое — позволяет видеть всю картину хода мышления, дает четкое понимание ситуации и возможность прослеживать взаимосвязи; визуальное — позволяет запоминать информацию, образы, дает больше ассоциаций и решений при работе над проблемой. Цель метода «интеллект-карт» — навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Интеллект-карты в работе с детьми в ДО“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Интеллект-карты можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста, например, изучать с их помощью предметы и явления окружающей действительности. Работа над интеллект-картой позволяет воспитателям проанализировать собственную деятельность, креативно представить видение проблемы. Визуализация важной для них темы всегда вызывает эмоциональный отклик, совместная деятельность способствует сплочению коллектива, формирует позитивный микроклимат. Интеллект-карты в работе воспитателей — это не только активный и интерактивный метод. С их помощью педагоги могут решать экспериментальные задачи.
Интеллект - карту в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс проходит в 3 этапа
1 этап. Подготовительный:
Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.
2 вариант – далее дети с помощью педагога составляют интеллект - карты по заданной теме.
Например «Птицы».
Для составления интеллект - карты берём лист бумаги, располагаем его горизонтально. В центре листа выделены птицы, от них расходятся цветные ветви. Каждая ветвь обозначает определённый признак или действие. Например: синяя ветвь – это виды птиц, коричневая, - что они делают, красная, – что у них есть и т. д. Дети по картинкам составляют предложения, которые складываются в рассказ.
2 этап. Основной:
Использование интеллект - карт для обобщения знаний по теме (1 половина подготовительной группы).
Интеллектуальные карты можно использовать в 3 направлениях.
Сбор материала об объекте и предмете. Можно рассматривать 1 предмет и составлять интеллектуальную карту по 1 предмету. Выполняя задачи развиваются активный и пассивный словарь, процесс мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
Работая по темам можно сделать интеллектуальную карту как итоговое мероприятие. Выполняя данные задачи у детей развиваются умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, педагог выявляет уровень знаний у детей, формируется умение составлять и распространять предложения.
Это развитие связной речи. Интеллектуальные картины можно использовать для составления рассказов. Можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам, прочитанным рассказам, чтобы облегчить процесс пересказа. Выполняя данные задачи, дети учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активны при разговоре, формируется умение правильно отвечать на вопросы, словарь точен и разнообразен.
Рекомендации по применению интеллект- карт
задавайте больше вопросов;
обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
Беседуйте по карте;
составляйте рассказы;
добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
экспериментируйте.
Вывод: В педагогической практике интеллект – карту можно использовать в трё х направлениях:
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Практическая работа : предлагаю педагогам составить интеллект карты.
1 группа тема: «Карандаш»
2 группа тема: «Цвета»