Марина Кривобок
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
«Педагогическая этика педагога ДОУ»
Цель: повышение психолого-педагогической культуры педагогов ДОУ
Задачи:
1. Закрепить представления педагогов о понятиях «этика», «норма», «мораль».
2. Совершенствовать знание нормативно-правовых документов, определяющих деятельность педагога в области педагогической этики: ФГОС ДО, Кодекс профессиональной этики педагога, Профессиональный стандарт «Педагог».
3. Способствовать определению единых норм поведения педагогических работников.
4. Содействовать сплочению коллектива.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Педагогическая этика педагога ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация (powerpoint, карточки с педагогическими ситуациями, карточки с названиями групп, карточки с заданиями, мягкий кубик, листы бумаги, маркеры, мольберт.
Ход:
• Упражнение «Атомы и молекулы» (создание положительного микроклимата, настрой на работу, сплочение коллектива, объединение в группы): участникам предлагается произвольно передвигаясь по залу, по сигналу ведущего объединиться в минигруппы по признаку. – 3 мин.
• Упражнение «Мы такие разные – мы так похожи» (осознание роли общения в процессе взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса): участникам предлагается выполнить задание в образовавшихся группах («дети», «родители», «педагоги») выполнить задание – написать ответы на вопросы: «Какие мы?», «Что мы любим делать? Что мы должны делать?», схематически изобразить и объяснить взаимоотношение групп «дети»-«родители»-«педагоги». После каждой части задания, озвучиваются результаты, находятся точки соприкосновения (чем похожи, сопоставление «люблю – должен», найти то, что объединяет все группы (действие, процесс – общение).
• Мини-сообщение: Действительно общение – неотъемлемая часть нашей жизни, в том числе и профессиональной. А. де Сент-Экзюпери называл общение – «единственной подлинной роскошью». Древнее придание гласит о том, каким разным и каким важным может быть общение: великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык. «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь. «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп. Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком. «Но почему!», - воскликнул Крез. «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.
• Упражнение «Беспокойное русло» (формирование понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон при общении): группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями. Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).
• Теоретическая часть
Современное общество, роль дошкольного детства в становлении и развитии личности предъявляют высокие повышенные требования к специалистам дошкольного образования. Помимо знания возрастных психологических особенностей, методики, воспитатель должен быть одновременно мудрым наставником и верным другом, обладать высокими нравственными (моральными) качествами, которые помогут ему в работе не только с детьми, но и с их родителями. Как полагал Ж. -Ж. Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.
Нормативные документы, регулирующие педагогическую деятельность, отражают требования к личности современного педагога.
Ст. 48 Закона «Об образовании в РФ»: «1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;… 4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации».
ФГОС ДО: «1.2. ….следующие основные принципы:…
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;…
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
… 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; …8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Профессиональный кодекс педагога: «3.2. Принципы этики педагога.
Профессиональная деятельность педагога характеризуется особой ответственностью перед учащимися, родителями учащихся, обществом. При осуществлении своей деятельности педагог руководствуется следующими принципами: гуманизм; толерантность; профессионализм; законность; справедливость; ответственность; демократичность; взаимное уважение.
4. За нарушение норм профессионального поведения на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание по итогам соответствующего расследования».
Профессиональный стандарт педагога: «Применять педагогические методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации… меры по формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата, позитивного общения. Применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми»
Как видим, красной нитью через все эти документы проходит понятие «педагогической этики», «педагогического такта», «педагогической культуры».
Что же такое этика? Этика (древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли») - это наука о нравственности, о принципах, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.
Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность (все ради человека, для человека, во имя человека, глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
Этимология слова «мораль» восходит к лат. mores — «нравы», «обычаи», «поведение», а слова «этика» — к гр. — «обычай». Любопытно, что в греческом, латинском, а также древнегреческом и санскрите наблюдалась параллельная эволюция этих терминов, которые вначале обозначали: «порядок», «обычай», «закон» и только впоследствии — «нравственность».
Такт (с греческого «легкое прикосновение») – «. – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца» (Г. Гуцков)
«Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Педагогический такт – это «большой такт, сочетающий в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание».
Педагогическая культура - это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.
Можно выделить следующие компоненты педагогической культуры:
- гуманистическая направленность личности;
- наличие педагогических способностей;
- положительная установка на профессиональную деятельность;
- гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;
- способность к саморазвитию и самораскрытию;
- развитая культура поведения;
- владение педагогическим тактом и эмпатией;
- личностная самостоятельность и дисциплинированность педагога;
- общая педагогическая эрудиция и компетентность;
- толерантное восприятие чужих традиций и верований;
- гибкость, способность к рефлексии;
- развитое творческое мышление.
Педагогическая культура является частью человеческой культуры и зависит от многих компонентов. В ней воплощены духовные ценности образования (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы, материальные (средства обучения и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, служат социализации личности в конкретных исторических условиях.
• Упражнение «Составь портрет» (закрепление наиболее значимых качеств современного воспитателя, осознание единства образа современного педагога): участникам предлагается в образованных группах составить портрет современного педагога с учётом требований педагогической этики (ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т. д.) от имени родителей, администрации и коллег. Результат каждой группы зачитывается и обсуждается.
• Упражнение «Ассоциации» (самоанализ): участникам предлагается на листе бумаги нарисовать предмет/написать, с которым они смогли бы себя ассоциировать как профессионала, ниже записать качества, которые помогают и препятствуют их работе.
• Упражнение «Летний дождь» (снятие напряжения)
• Упражнение «Решение ситуаций» (развитие профессионального мастерства): участник в группах решают предложенные педагогические ситуации:
Ситуация 1: «Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет». Объясните и оцените ситуацию.
Ситуация 2: «Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала…» Ваши варианты ответов.
Ситуация 3: «Забирая ребенка из детского сада, мама проговаривает воспитателю недовольство его коллегой» Ваши варианты ответа маме.
• Упражнение «Комплимент» (создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента): стоя в кругу участники говорят друг другу комплименты, соответствующие личностным качествам.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
• Рефлексия: участникам предлагается закончить предложение: «Сегодня я…»
• Завершить нашу встречу я хотела бы небольшой притчей.
«Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в нашем детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя, как дома, а родители станут нашими партнёрами и помощниками.
• Наша встреча подошла к концу. Мы с вами хорошо потрудились. Я предлагаю вам поместить на своих ладонях улыбку и радость и крепко-крепко соединить их в аплодисменты.
Литературный источник:
Материалы интернет-сайтов: nsportal.ru, maam.ru, pedkopilka.ru